17 мая в 19.30 в концертном зале «Гармония» в Иерусалиме состоится вечер для ценителей и почитателей истинных талантов оперного вокального искусства, посвященный творчеству выдающегося певца Соломона Хромченко. Прозвучат арии из опер, классические романсы, неаполитанские, русские и еврейские песни в исполнении Соломона Хромченко и известных израильских музыкантов. Одновременно состоится презентация книги сына певца, писателя Матвея Хромченко «Солист Большого театра». Прозвучат воспоминания современников певца, его учеников, короткометражные фильмы и редкие архивные записи.
В концерте принимает участие Светлана Бендикова, сопрано. Организатор и ведущая Анна Грандель.
История жизни и творчества Соломона Хромченко в своём роде уникальна. Он был рождён в 1907-м году в Российской империи при её последнем императоре Николае II, а завершил свой жизненный путь в 2002-м в Российской Федерации при её втором Президенте Владимире Путине.
Прожитое им почти столетие вместило в себя первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции 1917-го, гражданскую и вторую мировую войны, десятилетия тоталитарного правление большевиков и перестройку 1980-х с глотком редчайшей в России свободы…
Это – в историческом плане. Но была и личная история. Первый после революции еврейский погром в украинском местечке Златополе, от которого семье удалось сбежать в Одессу, где десятилетний мальчик, принятый в синагогу мешойером, был главным кормильцем семьи. И голодные годы в Киеве в параллель с упорным ученичеством в Высшем музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко у замечательного педагога Михаила Энгель-Корна. И неустроенность в первые московские годы принятого в аспирантуру провинциала. И Великая Отечественная война! В эти «войной испепелённые года» (Анна Ахматова) он вместе с коллегами из разных театров неоднократно выезжал на фронт, выступая перед бойцами Красной армии в опасной близости от передовой – и это был его вклад в Победу. А потом развязанный Сталиным государственный антисемитизм, «увенчанный» страшной и позорнейшей страницей в истории страны – «делом врачей-убийц».
Самое поразительное – все эти пережитые Соломоном Хромченко «ненастья», мягко говоря, его не озлобили, не ожесточили, не сломали. Напротив, всю свою жизнь он проявлял себя бесконечно любящим жену и сыновей, нежнейшим дедом, верным другом немногих, но столь же верных ему друзей, не предавших его даже в самые страшные годы.
И судьба – редко, но и такое бывает – щедро его вознаградила. Для начала, ещё авансом, уникальным по красоте тембра тенором. Замечательными педагогами вокала в Киеве и Москве. Любящей женой, посвятившей всю себя служению его певческого дара. Признанием его таланта не только великим музыкантом, художественным руководителем Большого театра Николаем Головановым, в одно с ним время выходящими на сцены Большого театра и Филиала коллегами, но и миллионами «простых» слушателей, провожавшими его выступления овациями и букетами цветов. А когда он, завершив свою более чем двадцатилетнюю певческую карьеру, сам стал педагогом вокала в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, то и любовью многочисленных учеников.
А когда – после смерти его единственной как мужчины любви – ему показалось, что жизнь кончена, судьба одарила его ещё раз. Предоставив ему возможность провести несколько счастливых лет на исторической родине, на Земле Обетованной, где он обрёл новых друзей, почитателей и учеников в Музыкальной академии имени Рубина. И именно в Иерусалиме он отметил своё 90-летие на грандиозном вечере, организованном нежданно-негаданной обретённой внучатой племянницей Анной Грандель. На котором его поздравили не только заполнившие зал израильские почитатели певца, но и приславшие свои поздравления коллеги. Павел Лисициан («Дорогой друг, в Большом театре самым красивым тенором был ты»), Зара Долуханова («Ваш искристый голос…»), Артур Эйзен («Вы были одним из лучших голосов в Большом театре»), а также Евгений Светланов, Владимир Спиваков и Нехама Лифшицайте.
А через две недели в Москве его правительственной телеграммой поздравил первый Президент России Борис Ельцин.
И только в одном ему как обладателю голоса уникального тембра не суждено было испытать – вся его певческая картера прошла в Советском Союзе в годы, когда о зарубежных гастролях не могло быть и речи, тем более если певца звали Соломон Маркович!..
А теперь – несколько фактов из биографии Соломона Хромченко.
Когда пение мальчика, родившегося в небольшом, но известным далеко за его пределами культурным центром украинском местечке Златополь Киевской губернии, двести вёрст к юго-востоку от Киева (здесь до революции мирно соседствовали русские, украинцы, поляки и евреи) услышал местная вокальная знаменитость мэтр Рабинович, он предрёк: Соломон прославит фамилию! То, что у мальчика есть редкий по красоте тембра тенор, подтвердил известный на Украине педагог вокала Дельфино Менотти. Мальчик воспринял это как дар свыше и посвятил служению ему всю свою жизнь.
Как один из лучших выпускников Киевского Высшего музыкально-драматического института им. Николая Лысенко Соломон был направлен в аспирантуру Московской консерватории, ещё аспирантом завоевал звание лауреата Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей и был принят в оперную труппу лучшего в Советском Союзе столичного Большого театра. И после года стажёра 22 года выходил на его сцены во всех ведущих теноровых партиях ставящихся тогда опер! Но поразительно не это: ещё в середине 1930-х он отказался внять совету доброжелателя сменить имя и отчество Соломон Маркович на Семена Михайловича (как Буденный) и, несмотря на это, почти вся его карьера оперного певца прошла в годы известного своим антисемитизмом правления Кремлёвского Горца. Более того, именно Хромченко запевал (на двоих с баритоном) слова нового гимна Советского Союза перед комиссией во главе со Сталиным и пел на праздничном концерте в честь Победы во второй мировой войне в Георгиевском зале Кремля.
В предлагаемой читателю книге «Солист Большого театра» биография Соломона Хромченко изложена как увлекательная семейная сага со своими преданиями-событиями, передающимися из поколения в поколение. И это не случайно. Ведь её автор, сын певца Матвей Хромченко, написал эту книгу, как он сам указывает, для своих родившихся в США внуков.
Достоинств у книги множество: лаконичный, лёгкий и увлекательный стиль повествования, любопытные исторические подробности, охватывающие и описание малой родины певца, и подробности его повседневной жизни, и жизнь артистической элиты Большого театра. Отдельную главу сын посвятил маме, которая всю жизнь, как и любимый её муж, посвятила служению его голосу как дару, к тому же призывала старшего, а потом и младшего сына.
Несколько глав посвящены педагогической деятельности Соломона Хромченко: после окончания певческой картеры он преподавал (профессор) в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а потом и в Иерусалимской Академии музыки, театра и кино имени Рубина.
В самостоятельную линию выделены иллюстрации с ёмкими комментариями – здесь представлены фото родственников, учителей (с биографиями), коллег. Все эти дополнения, позволяющие ощутить Время, размещены на полях книги – это нечто вроде «книги в книге».
Автор представляет отца как гармоничную личность, не знавшую трагедий творчества (был рождён для пения как птица для полёта), драм непризнания и непонимания со стороны коллег. Перед читателем предстает прекрасный семьянин, любитель дачного отдыха и «крестьянского» труда (с удовольствием выращивал фрукты с овощами и косил траву), талантливый педагог. Соломон Хромченко никогда не конфликтовал с коллегами – наоборот, помогал им. Самый яркий в этом плане эпизод – его активное участие в карьере Галины Вишневской: приехав в Ленинград для прослушивания молодых певцов, по достоинству оценил, включив в группу претендентов на финальный отбор в оперную труппу Большого театра.
Блистательный певец, спевший практически весь теноровый репертуар главного театра страны, он оставался в тени славы Сергея Лемешева и Ивана Козловского, но не утратил внутренний стержень и художественную индивидуальность. Павел Лисициан называл его «самым красивым тенором Большого театра». Убедиться в этом можно, прослушав два компакт-диска (вложенными под обложки книги) с избранными записями оперных арий, романсов, советских и народных, в том числе еврейских песен.
Дом искусств Гармония – Hillel 27, Иерусалим
телефон 02-621-1777
Текст и фото предоставлены Анной Грандель и публикуются с ее разрешения