Заглавная иллюстрация: Sam Rachamin. Lavender fields near sault. Oil on wood 123X50.5 . Предоставлено галереей «Ротшильд».
«Следуя за светом» – персональная выставка Сэма Рахамина в галерее «Ротшильд» в Тель-Авиве. Вернисаж – в четверг, 2 июля 2020 года с 20:00 до 22:00 (в рамках мероприятий Gallery Weekend).
Творческая и образовательная программа парижского Лувра дает возможность каждому художнику (неважно, будь он профессионал, любитель или самоучка) прийти в музей, поставить мольберт и бесплатно скопировать любую картину. Но для этого надо получить особые разрешения, которые Лувр выдает всего 250 в год. Разрешение действует в течение трех месяцев и основано на нескольких условиях, выполнение которых должно защитить мир искусства от подделок: каждая копия заверяется печатью; она должна быть написана на холсте иного, чем оригинал, размера, подпись автора копировать нельзя. За долгие годы существования такой традиции тысячи художников побывали в стенах Лувра, копируя выставленные в его залах произведения. Среди них были Марк Шагал, Пабло Пикассо, Хаим Сутин, Сальвадор Дали. Для сотен профессионалов и любителей подобная практика позволяет узнать секреты работы со цветом, техникой и композицией. Один из таких художников – Сэм Рахамин, родившейся в Иерусалиме в 1986 году в семье выходцев из США, выросший среди красивейших пейзажей Моцы-Илит, начавший рисовать с 3 лет, отслуживший в армии в подразделении «Эгоз», учившийся в мастерской живописи и рисунка Исраэля Хершберга и на курсах скульптуры в Музее Израиля в Иерусалиме, и уже несколько лет, начиная с 2014 года, живущий на оси Израиль – Париж. Там, в городе огней и света, в Лувре, он копирует работы старых мастеров – old masters, пытаясь перенять их технику, проникнуть в тайны классической живописи. Сэм Рахамин успел получить несколько международных премий, поучаствовать в групповых выставках, его работы уже приобрели известные коллекционеры в Великобритании, США, Франции и Израиле, а он же все еще ищет свет и представляет свою первую персональную выставку в галерее «Ротшильд» в Тель-Авиве.
Название этой выставки – «Следуя за светом» – несет двойной смысл: Сэм пытается уловить и передать на своих полотнах свет, исходящий от солнца – в прямом, физическом смысле этого понятия, свет, который столь различен в Израиле, Франции и Италии – в тех местах, где он подолгу задерживается, занимаясь живописью.
С другой стороны, эти занятия живописью «освещают» его жизненный путь, придают ему внутренние духовные силы. Сэм Рахамин сравнивает важность света в живописи с умением слушать музыку. Без способности прислушиваться нет смысла в звуках и шумах. И, следуя этой его ассоциации, живопись не имеет смысла без света, без способности видеть разный свет.
Часть его реалистичных картин посвящены повседневности, тому, что называется жанровой живописью – такие, к примеру, как «Чай у кромки бассейна». Та ситуация, на которую Сэм Рахамин случайно обратил внимание во время урока рисования, когда он преподавал на юге Франции.
Контраст между прямыми солнечными лучами и темной глубиной бассейна и темным же окрестным пейзажем вынудил его буквально замереть и зафиксировать эту сценку, этот момент с первой попытки – premier coup. Позже, в своей студии, он написал большую картину этой же сцены. На выставке в «Ротшильд» будут представлены оба формата.
А вот картина «Передозировка Иокасты» – современная вариация мифологического рассказа об Иокасте, матери Эдипа. Работа о трагедии, вопросах и решениях.
Натюрморты портреты, пейзажи, рисунки – на выставке будет всё, что умеет делать Сэм Рахамин, начавший заниматься скульптурой и искусством с юных лет. После армии он был принят в Академию искусств и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме, но не стал там учиться, поскольку искал более подходящие для себя формы обучения, а позже и сам стал преподавать – как детям на различных платформах, так и взрослым в организации Яд ле-Баним.
В 2017 году Сэм Рахамин уже в Париже придумал обучающую программу, включающие семинары, экскурсии и уроки рисования, чтобы сделать мир искусства более доступным для художников и любителей искусства.
Часть этих семинаров и мастер-классов были организованы им, чтобы помочь в преодолении французских бюрократических препятствий, стоящих перед художниками, которые хотят изучать живопись традиционным методом, то есть копируя шедевры старых мастеров, как делал и сам Сэм Рахамин, проводящий семинары и экскурсии не только в Лувре, но и в других музеях, где учится сам и учит других говорить на языке живописи, рисуя эскизы и копируя.
В его студии – как он рассказывает в одном из интервью – есть все материалы и для рисунков, и для акварелей, и для живописи маслом. Его любимые краски – оттенков лимонных, желтых, оранжевых, фиолетовых, малиновых, синих и изумрудных. Он часто экспериментирует с новыми типами материалов, инструментов и поверхностей – от тонкого хлопка до кожи и гипсокартона, но в том, что касается красок, выбирает краски разных компаний, в основном компании Майкла Хардинга, изготавливающиеся вручную, по старинным технологиям, восходящем к старым мастерам, краски естественно яркие и долговечные.
«Я – трудоголик, – говорит Сэм Рахамин. – Я посвящаю всего себя своей профессии, кроме того, я чувствую, что рисование для меня – это и добровольное принуждение, и почти что животная потребность. Я схожу с ума, если я не рисую. Моя медитация – это раздумья о картинах старых мастеров. У меня есть глаза и руки, а природа настолько богата, настолько резонирует со мной, что я чувствую себя обязанным попытаться скопировать или представить всё это, создавая на картинах свою собственную среду. Творчество – это наш ответный подарок создателю.
Благодаря моему ментору-наставнику и друг, художнику Исраэлю Хершбергу я научился не заботиться о том, чтобы закончить картину, а о том, чтобы наполнить ее. Финальный мазок – это как поцелуй смерти для картины. Когда я начинаю рисовать, то вкладываю в полотно массу энергии, к концу я замедляю темп, а когда начинаю слишком много возиться, то понимаю, что нужно остановиться и даже стереть последние слои и исправления. И когда я чувствую, что больше мне нечего делать с этой картиной, значит, она завершена».
*****
Сэм Рахамин. «Следуя за светом». Выставка продлится до 1 августа 2020 года.
Галерея «Ротшильд» открыта с понедельника по четверг с 11:00 до 18:30, по пятницам – с 11:00 до 14:00. Адрес галереи: Тель-Авив, улица Иегуда ха-Леви, 48. Телефон для справок: 052-8729490
Сайт галереи «Ротшильд» : http://rgfineart.com/
Инстаграм – https://www.instagram.com/rothschildfineart/
Фейсбук – https://www.facebook.com/rothschild.fineart
Сайт Сэма Рахамина – https://www.samrachamin.com/
Инстаграм https://www.instagram.com/sam_rachamin/
Фейсбук – https://www.facebook.com/sam.rahamin
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены галереей «Ротшильд».