Пианист Сергей Бабаян – единственный концерт в Ашдоде
26 ноября впервые в Израиле с единственным концертом выступит Сергей Бабаян – выдающийся американо-армянский пианист высочайшего класса, открывающий торжественным концертом в Центре сценических искусств в Ашдоде всеизраильский конкурс молодых пианистов “Салют роялю“. В программе концерта – два концерта Моцарта с оркестром и ряд миниатюр Баха и Шопена.
Сергей Бабаян – блестящий пианист, наставник Даниила Трифонова и известный педагог. Его концерты – всегда событие. Бабаян учился в Московской консерватории у легендарных музыкантов – Веры Горностаевой, Льва Наумова, Михаила Плетнева и Льва Власенко. Он стал одним из тех пианистов бывшего СССР, которым в результате краха советской политической системы пришлось выступать на конкурсах без финансовой поддержки государства. Вскоре после своей первой зарубежной поездки Сергей Бабаян завоевал несколько первых премий на крупных международных конкурсах. За ними последовало множество предложений и контрактов на участие в гастрольных турне по Европе, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Южной Африке, Южной Америке и США. В Израиль Сергей Бабаян приезжает по личному приглашению художественного руководителя конкурса “Салют роялю” и редактора классических программ в Центре Сценических искусств в Ашдоде Янины Кудлик.
С 1989 года Бабаян живет и работает в США. Он – профессор Кливлендской школы музыки. В его репертуаре – огромное количество произведений классических и современных композиторов. Бабаян сотрудничает с известнейшими оркестрами мира, в числе которых Лондонский симфонический оркестр, Кливлендский оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра. В Ашдоде он сыграет с Ашдодским классическим оркестром.
“Он поэт фортепиано, и как у большого поэта у него свой стиль и своя индивидуальность, а в каждом сыгранном произведении собственный непостижимый мир” – пишут о Сергее Бабаяне. Его необычные, образно выстроенные программы вызывают неизменный интерес. Сергей Бабаян играет технически сложные произведения, но в зале всегда чувствуется удивительная ясность его игры, щедрость, неистощимость, бесконечность потока чувств и мыслей, бездна фантазии. Известнейший педагог и известнейший исполнитель в одном лице – это трудная комбинация, но Бабаян беспроигрышно ее разыгрывает и символично, что именно он откроет концерт юных пианистов Ашдоде.
Музыкальные критики отмечают “великолепную технику Бабаяна и его способность исполнять произведения со сложной, насыщенной гармонической тканью удивительно ясно и прозрачно”, отмечают его “феноменальную фантазию и яркость”. Его запись сонат Скарлатти, по мнению многих может по праву стать в один ряд с исполнением Горовица. Репертуар музыканта постоянно расширяется и на сегодняшний день включает в себя пятьдесят четыре фортепианных концерта. Его фантазия, одухотворенность поэтической игры, некая отрешенность и оригинальность в подборе произведений для сольных программ не могут не быть незамеченными. И еще Сергей Бабаян – большой ценитель современной музыки, которая занимает важное место в его репертуаре, хотя программа концерта в Ашдоде составлена в супер-классическом ключе. Об исполняемых им произведениях Баха, Сергей Бабаян говорит так: “Вера в музыке Баха настолько сильная, что она выводит нас в состояние духовного, благостного равновесия, которое, собственно, и делает нас счастливыми. Музыкой Баха я могу заниматься по восемь часов в день. У каждого музыканта – свой любимый композитор. Для меня самый важный – Бах. Если бы на необитаемый остров разрешалось взять музыку только одного композитора, я бы выбрал Баха”.
Неизменно возникает вопрос, а кем в первую очередь считает себя Бабаян – педагогом или пианистом-исполнителем? Вот какое объяснение дает он сам: “Преподавание – это результат моего исполнительства. Если у меня отобрать учеников, я прекрасно обойдусь без преподавания. Но если у меня отобрать возможность музицировать, я сомневаюсь, что продолжу преподавать. Преподавание интересно вместе с музицированием. Бах преподавал, Шопен очень серьезно относился к преподаванию. Было принято одно время считать, что преподавание – второй сорт, что им занимаются не самые успешные исполнители. Это, конечно, страшная глупость, потому что одно продолжает другое. Те же артистические находки, та же глубина, просто выраженная по-другому. В одном случае – через твои руки и твою душу, в другом – через руки и душу ученика. Но педагогика – еще более редкий дар, чем исполнительство. Надо родиться педагогом. Педагог – это человек, который отдает свои умения и знания. Человек, который отдает”.
Бабаян играет музыку композиторов разного мышления, но близость их заключается в том, что их музыка – духовная. Она исцеляет душу, дает надежду, в ней есть, по словам пианиста, божественная сила. “Я знаю, что эта музыка не может быть просто результатом большого таланта или высокого профессионализма. Нет, за этим кроется какая-то сила…”
Ашдод, Центр сценических искусств. 26 ноября, вторник, 20.30.
Информация о концертах: http://www.mishkan-ashdod.co.il/event.asp?event=698 или по телефону 08-9568111.
Концерт проводится при поддержке “Международного мастер-класса Тель-Хай”.
Маша ХИНИЧ. Фото предоставлено Ашдодским центром сценических искусств