fbpx
Выставки

Серра в гостях у Гагосяна

Заголовок не совсем точен. Американский скульптор-минималист Ричард Серра – один из самых выдающихся художников 20-го века – постоянный гость Гагосяна, не на пару недель зашел. Минималист – не поймите превратно: Серра создает не просто огромные, а гигантские работы, но они минималистичны в своем художественном лексиконе, их форма – лаконична. Серра – один их тех художников, с кем арт-дилер номер 1 в мире Ларри Гагосян работает десятилетиями, собрав свою первоклассную коллекцию «непонятного» искусства художников, имена которых стали брендами. Художники Гагосяна – это классики: Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эд Руша, Сай Твомбли, Синди Шерман, Джефф Кунс, Том Фридман и многие другие. Его коллекция – частная история искусства 20 века. Серра – в этом собрании. Выставка его работ проходит в Нью-Йорке сразу в трех галереях Гагосяна – в двух аккуратных белых модернистских пространствах на 21-й и 24-й улице в Челси, и в помещении на Мэдисон Авеню на Манхтенне. Три пространства – три названия: Triptychs and Diptychs; Forged Rounds; Reverse Curve. Эти три экспозиции открылись в сентябре, а закроются в разное время – так решил Гагосян! С Ларри не спорят, я то – точно, так как мы не представлены друг другу (вот незадача), да и художники, которых он поддерживает и продвигает десятки лет, наверное, тоже не очень спорят. Зачем? Гагосян умеет продавать и подавать как никто!

Итак: в галерее на Мэдисон-авеню представлена серия новых картин Ричарда Серра – диптихи и триптихи. Честно: я туда не добралась, посмотрела на черно-белые прямоугольники на экране (впрочем, у Серра любая работа – это живопись–архитектура-скульптура) и поехала вместо Мэдисон, 980 в музей Гугенхайма на выставку Жана-Мишеля Баския.

А вот в Челси как не сходить? Всегда надо сходить – сначала в «Уитни», потом на Челси-Маркет – съесть мороженое и глазеть на толпу хочется всегда, а потом и в район галерейных 20-х улиц, на сей раз целенаправленно – смотреть на загадочные лабиринты, заполнившие все выставочное пространство – на работы Ричарда Серра, четыре новых из которых заполнили все залы галереи Гагосяна на West 24th Street. Заполнили от угла до угла, от пола до потолка. Между ними пробираешься как по лесной тропинке, и эта не единственная «лесная» ассоциация, даже шире – природная,  потому как  работа Reverse Curve в галерее на 21-й улице напоминает волну, дюну, облако. Первоначально задуманная в 2005 году для общественного проекта в Реджо-Эмилии в Италии это 30-метровая (99-футовая) наклонная скульптура наконец реализована во плоти – в металле. Из металла, из кованой стали сделана и каждая скульптура на 24th Street  и сама экспозиция состоит из нескольких 50-тонных элементов разного диаметра и высоты. 50 тонн! Представляете? Не говорите «да», потому что представить это невозможно. Но можно потрогать: спрятаться от смотрителей зала за такими огромными скульптурами несложно. Спрятаться и прильнуть к шероховатой поверхности – как приникаешь к старому дереву в лесу, получая от него заряд энергии. Ассоциация с деревьями – не с пнями, не со срубами, а с живыми деревьями – мгновенна, хотя другие воображают себя среди дюн пустыни или скал каньона, среди саркофагов или могильников. Или даже под арками ленты Мёбиуса и в колоннаде некого храма: ведь эти разбросанные скульптуры сродни и архитектуре. А может то путешествие по спланированным окружностям и спиралям? Но недаром поверхности этих цилиндров-«спилов», работ под названиями «Перекресток» (Junction) и «Цикл» (Cycle) покрыты разводами, напоминающими годичные кольца древесины. На них – отметины памяти,  желтоватые-сепия и красно-бурые пятна-вмятины.

Как Серра добивается того, что эти сверх-скульптуры, глыбы-пластины окисленного металла со слоем патины-ржавчины напоминают прозрачный лес под ярким солнцем? Если кто-то сможет ответить на этот вопрос, то сможет ответить и на многие другие вопросы искусства. Но «не ответ» сродни удивлению и восхищению, которые вызывает красота и масштаб этой экспозиции. Это – интерактивная абстракция, призывающая к взаимодействию: в эти скульптуры можно войти, обойти их со всех сторон, оценивая изменчивые, в зависимости от угла зрения, впечатления.

Ричард Серра родился в Сан-Франциско в 1938 году, образование получил в Йельском университете, стажировался во Франции и Италии, путешествовал по Северной Африке, искал себя и в музыке, и в танце, и в живописи, и в скульптуре, обосновался в Нью-Йорке. Его отец был испанским фабричным рабочим, у его матери – русско-еврейские корни. Сначала Серра изучал английскую литературу в Калифорнийском университете в Беркли, но затем перешел в Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, где занялся  искусством. Позже, во время  исследований в Школе искусств и архитектуры Йельского университета Серра познакомилась со своими самыми влиятельными учителями, в том числе с художником Филиппом Густоном и экспериментальным композитором Мортоном Фельдманом. Он занимался музыкой и танцами, сотрудничал с композитором–минималистом Стивом Райхом. После поездки в Европу в 1960-х годах, в 1966 году в галерее La Salita в Риме у Серры прошла первая персональная выставка, и с тех пор он участвовал в многочисленных выставках в США, Европе и Латинской Америке.

Серра предпочитает для своих скульптур использовать сталь, свинец и резину. В молодости он работал на сталелитейном предприятии, все о металле узнал, зарабатывая себе на жизнь, и металл его не оставил. Его выставки проходили в МоМА и в Метрополитен-Музее в Нью-Йорке, для парижской Monumenta в 2008 году он создал специальный проект «Променад», а для Музея Гуггенхайма в Бильбао скульптуру «Значение времени» весом более 1000 тонн. Его «Фулькрум» в Лондоне достигает 17 метров. Серра неоднократно представлял американское искусство на Венецианской биеннале, постоянно экспонируется в  нью-йоркских МоМА и музее американского искусства «Уитни». Его персональные выставки уже более 30 лет проходят по всему миру, включая Рио-де-Жанейро, Рим, Доху, Амстердам, Париж, Мюнхен, Мадрид и Неаполь. Работы Серра стали частью ландшафта многих стран мира – от Исландии до Новой Зеландии. Называть их просто «скульптурами» – неправильно, также как и «частью ландшафта». Пожалуй, я бы назвала их частью философии новейшего времени, а его –  философом от искусства, а вот проповедником этой философии  стал  Ларри Гагосян.

Ларри Гагосян родился в 1945 году в Лос-Анджелесе, его бабушка и дедушка были выходцами из Еревана. Он также учился в Калифорнийском университете на факультете английской и американской литературы. Отец Гагосяна был бухгалтером; мать – второстепенной голливудской актрисой. Сам Ларри начинал свою карьеру с торговли плакатами у здания Калифорнийского университета, но вскоре открыл собственную галерею и стал продавать работы крупному застройщику Эли Броду. В 1979-м Гагосян переехал в Нью-Йорк и открыл первую галерею в Сохо. Тогда же он познакомился с влиятельным арт-дилером Лео Кастелли, которого потом называл своим учителем. В это же время Гагосян подружился с Жан-Мишелем Баскиа (тем самым великим скандалистом, чья выставка проходит сейчас в Музее Гугехайма) и представлял его интересы. Гагосян открыл свою галерею в Нью-Йорке, начал сотрудничать с владельцем издательского дома CondeNast Си Ньюхаусом, а в 1988-м поставил свой первый рекорд, купив «Фальстарт» Джаспера Джонса за 17 миллионов долларов.

Именно Ларри Гагосяна выбрал своим эксклюзивным дилером фонд Джакометти, он один из главных продавцов Энди Уорхола в Америке и Англии. Он устраивает в Нью-Йорке выставки самого дорогого британского художника Дэмиена Хёрста. Среди его клиентов – Чарльз Саатчи, миллиардеры Дэвид Геффен и Эли Броад. Говорят, что у Гагосяна нет ближайших родственников. Он единоличный владелец; у него нет ни партнеров, ни акционеров, ни прямого наследника. Известны его слова, что он не собирается назначать себе преемника, что он живет в «полном отрицании» идеи преемника. Ценность бренда Gagosian не в галерее, а во владельце. Так что поспешите на выставки и в галереи – во всех смыслах…

В настоящий момент сеть галерей Gagosian – самая большая в мире среди галерей современного искусства. Сайт галереи: www.gagosian.com

https://gagosian.com/exhibitions/archive/artist/richard-serra/

Текст и фото – Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com