ШАГАЛ И ТАНАХ
В Хайфском музее Мане-Каца открылась новая выставка – выставка, посвященная творчеству Марка Шагала, названная “Шагал: модернизм и библия”. Более 50 лет своей жизни Шагал посвятил теме ТАНАХа и библейских сюжетов.
“Без любви наш мир – шаг за шагом – будет приближаться к концу. Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь”.
Марк Шагал.
В Хайфе впервые показываются свыше 70 его работ, собранных из других музеев страны – из Музея Израиля в Иерусалиме, Тель-Авивского музея искусств, музея в киббуце Эйн-Харод, Хайфского музея искусств, из художественных галерей и частных коллекций. Среди них – картины, переданные израильским музеям самим художником и его дочерью Идой.
Выставка Шагала в любом музее, любой галерее – дело беспроигрышное. Его имя, его творчество уже более века притягивают посетителей. Впервые работы Шагала “вышли на публику” сто лет назад: в 1911-1913 годах его картины экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине”. В 1912-м году – в Санкт-Петербурге на выставке объединения “Мир искусства”, в том же году – в Москве на выставке объединения “Ослиный хвост”. Но в данном случае речь идет не об очередной живописной хронике-пересказе биографии Шагала, а о попытке представить его творчество в ином свете, с иного угла зрения. Выставка “Шагал: модернизм и библия” (куратор – Светлана Рейнгольд) в музее Мане-Каца – музее, который прочно занялся еврейскими художниками Парижской школы – показывает библейские пласты творчества Шагала. И иные для нас (современных зрителей) источники вдохновения этого живописца, переданные ему летящими над грешной землей ангелами – как же иначе? Еврейская культура, еврейская мистика, экспрессивность, пластика, мы – грешные люди, и ангелы, общающиеся с Богом – все есть на полотнах Шагала.
Откуда ангелы? Из ТАНАХа, сюжеты которого вдохновляли художников всех школ, направлений и времен. Кто-то был педантичен в деталях, кто-то модернизировал сюжеты под свою эпоху, другие видели в них сказку или – наоборот – точный пересказ еврейской истории. Шагал, как известно из его биографии и как видно на новой выставке в Музее Мане-Каца, относился к ТАНАХу как к книге, сопровождавшей его по жизни. В Ницце во Франции в 1973-м году был создан Национальный музей библейского послания – Musee National Message Biblique Marc Chagall, где хранится большая коллекция полотен Шагала по мотивам библейских сюжетов – около 250 произведений, отражающих его глубочайший внутренний мир. Эти картины являются зеркалом его сердца и души. “Они выражают, – заявил когда-то Шагал, – тайну создания. Я вложил в них весь свой талант. С молодости я нахожусь под влиянием ТАНАХа”.
Шагал родился в религиозной семье, посещал хедер, как большинство еврейских детей в Витебске, изучал ТАНАХ и еще в ранней юности понял: “Библия – это величайший источник поэзии!”. Известно также, что после Катастрофы ТАНАХ стал для Шагала – поэта линий и красок – еще более важной областью творчества. “Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия – эхо природы, тайну эту я и хотел передать. Библия – самое великое в мире произведение искусства. Библия содержит в себе высочайший идеал бытия человека на планете Земля. Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия”.
Библейские персонажи начали заселять картины Шагала еще в 1910-е годы, а после возвращения в Россию в 1914-м году Шагал стал включать тексты из ТАНАХа в композицию своих картин. Тексты и буквы пляшут и на его офортах и литографиях – как видно на выставке в музее Мане-Каца.
Одна из самых значительных графических серий Шагала – иллюстрации к ТАНАХу, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. Впервые иллюстрировать ТАНАХ Шагалу предложил Амбруаз Воллар, знаменитый парижский коллекционер и арт-дилер. В 1923 году, когда Шагал оказался в очередной раз в Париже, Воллар предложил ему проиллюстрировать “Мертвые души ” Гоголя и сборник басен Лафонтена. А после этого – ТАНАХ. Но тогда художник, по его собственным словам, “не видел ТАНАХ, а мечтал о нем”. Чтобы “увидеть” ТАНАХ в 1931-м году по приглашению мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа Шагал приехал в Эрец-Исраэль (позже он бывал уже в Израиле еще 6 раз) и прожил здесь около года, посетив за это время еще и Сирию и Египет. Если же вернуться к заказу Воллара, то после посещения Эрец-Исраэль Шагал создал 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченные уже после Второй Мировой войны. Книга иллюстраций к ТАНАХу, которую мечтал издать Воллар, так и не вышла – Воллар умер еще до войны. Библейские офорты, а позже и литографии, были изданы в 1956 году известным парижским издателем Эженом Териадом – небольшим тиражом в формате альбома, отпечатанного с авторских досок.
“Посещение Эрец-Исраэль явилось самым острым переживанием в моей жизни!” – писал Шагал. Именно после этой поездки он начал создавать цикл “Библейское послание” – 17 больших полотен, завершив его только в 1967 году. Библейские образы Шагала вышли за пределы книжных иллюстраций и превратились в “Библейское Послание”. И именно ради этого живописного цикла был построен музей в Ницце, c учетом пожеланий Шагала ставший культурным центром. По инициативе художника проект музея был поручен известному архитектору Андре Эрману, а сам Шагал для “своего” музея создал мозаику и витражи концертного зала.
Хайфский музее Мане-Каца – музей, возникший в доме-студии художника, дружившего с Шагалом и коллекционировавшего живопись еврейских художников Парижской школы. В этот музей на каждую новую выставку приезжают посетители, привлеченные каждый своим аспектом – живописным, историческим, исследовательским. Аспект данной выставки – духовный, исследующий связь современного еврейского светского мира с ТАНАХом, с танахическими образами, с библейскими героями. Этот аспект интересовал и самого Шагала и его друзей по Парижу, чьи работы также демонстрируются на данной выставке: Жака Липшица, Нахума Аронсона, Осипа Цадкина и других.
Еврейские художники 20-го века по-своему “препарировали ” ТАНАХ и по-своему пересказывали его. Личные интерпретации ТАНАХа в 20-м веке нельзя не сравнивать с художественными традициями, но тем и интереснее увидеть, как современные художники могут представить и как использовать слова – библейские слова. Увидеть, что Шагал в своих офортах и литографиях не идеализирует библейские персонажи, а превращает их в эмоциональные фигуры, в отражения психологических состояний, тайных переживаний, оставаясь сам при этом художником-рассказчиком. Офорты и литографии Шагала к ТАНАХу по количеству превосходят знаменитый цикл гравюр на дереве Гюстава Доре. В целом же все, созданное Шагалом на эту тему, по масштабности не имеет аналогий в двадцатом веке.
Выставка состоит из двух взаимосвязанных циклов. Первый цикл – это работы Шагала, связанные с библейскими сюжетами, и их связь с идеей возрождения еврейского народа на Святой Земле. Это восприятие отражается в работах Мане-Каца (1894-1962), представленных вместе с произведениями Шагала. Второй цикл посвящен обращению к библейской тематике в американский период творчества художника – с1941-го по 1948-й год. В Америке Шагал оказался в среде творческой интеллигенции, бежавшей от нацистов из Франции, Германии и других стран Европы. В Нью-Йорке во время войны жили и другие еврейские художники, такие как Мане-Кац, Жак Лифшиц, Нахум Аронсон и другие. Их творчество, как уже сказано, также представлено на выставке в Хайфе наряду с произведениями Шагала.
Куратор выставки “Шагал: модернизм и библия” – Светлана Рейнгольд. Выставка продлится до 12 июня.
Адрес музея Мане-Каца – Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг – с 10.00 до 16.00 , пятница – с 10.00 до 13.00, суббота – с 10.00 до 15.00.
Фото предоставлены музеем Мане-Каца в Хайфе.
Сайт музея – www.mkm.org.il
Сайт хайфских музеев – www.hms.org.il
Маша Хинич