Верхняя иллюстрация: Шмуэль Бонэ. Женщины за столом. Фрагмент. 1966. Из коллекции Рейчел Бонэ. Фото Авраам Хай.
Текст и иллюстрации – по материалам пресс-отдела Хайфских музеев www.hms.org.il
В 1971 году в Художественном музее Хайфы открылась ретроспективная выставка художника Шмуэля Бонэ. Сегодня, пятьдесят лет спустя, музей Мане Каца удостаивается чести познакомить своих посетителей с богатым творчеством художника, выставив лучшие его картины.
Бонэ репатриировался в Эрец Исраэль ребенком в 1936 году вместе с родителями из польского города Мендзыжец-Подляски. Поначалу семья обосновалась в Хайфе, которая, с одной стороны, дышала ближневосточным шармом, а с другой — напоминала европейский город. Здесь Шмуэль впервые увидел Восток с характерным ему светом и колоритом и впитал в себя атмосферу средиземноморья.
Данная выставка посвящена трем основным темам, которые занимали Шмуэля Бонэ на протяжении всей его творческой карьеры: ландшафты Эрец-Исраэль, с которыми он познакомился в Хайфе, а затем в ходе работы землемером в Галилее; личное и домашнее пространство, а также духовная мистическая территория, отражающая интерес художника к библейской мифологии.
В основном речь идет о больших полотнах. Визуальный язык Бонэ богат и разнообразен, он включает в себя множественные стили — некоторые из них характерны для определенных периодов творчества художника, иные прослеживаются во всех его работах. Комбинируя фигуративные и абстрактные элементы, Бонэ исследует эстетику формы и цвета. Его полотнам свойственны яркие выразительные тона, однако местами на них появляются и светлые чистые оттенки. Сюжеты и герои его картин стилизованы и полны жизненной энергии.
В ранних произведениях Шмуэля Бонэ ясно прослеживается влияние персидской живописи, в особенности персидской миниатюры, а также византийской художественной традиции. С годами в стиле художника стало проявляться влияние современного мирового искусства. В восьмидесятых и девяностых годах Бонэ резко перешел к абстрактному геометрическому рисунку.
Для работ Шмуэля Бонэ характерна простота на грани наивности, которая не считается с законами реальной жизни и манит зрителя за собой в мир символов и сказок. Основой творчеству художника служит глубинная связь, которую он питал к еврейской традиции, прежде всего к библейским сюжетам, и его любовь к Эрец-Исраэль и ее природе.
Творчеству художника присущ дух свободы и непредсказуемости, его работы совмещают в себе множество стилей и источников вдохновения, отказываясь вписываться в четкие рамки того или иного движения в искусстве. Шмуэль Бонэ писал свой первозданный мир, изображая природу и древние сюжеты, — в тайных уголках его души они перерождались в причудливые образы. Многогранное творчество художника не подчиняется структурированию – каждое полотно представляет собой уникальный чистый эксперимент.
Лимор Альперн Зеред, куратор
Торжественное открытие выставки состоится онлайн на площадке Zoom 13.3.2021 в 20:00.
В программе: лекция профессора Авидора Липскера, онлайн-тур по выставке с куратором Лимор Альперн Зеред.
Согласно постановлению Министерства здравоохранения посещение музеев возможно только по предварительной записи. Запись на 13.3 по ссылке.
Также в день открытия новой выставки 13.3 в музей Мане Каца будет бесплатный вход для всех желающих с 10:00 до 16:00. Для посещения музея необходимо зарегистрироваться заранее в форме.