– Любите ли вы оперы Верди?
– Конечно, что за вопрос?
– А сколько опер Верди вы знаете?
– эээ….ну не мало…
– Как вам опера «Симон Бокканегра»?
– Простите?
И вот так большинство. Эту оперу мало, кто знает, ее мало ставят. А между тем, опера написана в «Золотой период» творчества великого Джузеппе – в 50е, когда за короткое время им созданы такие шедевры, как «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад» и вот та самая, малоизвестная «Симон Бокканегро». А посколько из под пера Верди не выходили оперы хорошие или очень хорошие, а исключительно гениальные, то их совершенно необходимо слушать все. И спасибо Тель-Авивской опере за такую исключительную возможность познакомиться с малоизвестным Верди.
Я выехал на оперу часа за два с половиной до начала – прям как на футбольный матч. Виной тому эфиопские бунты, бессмысленные и беспощадные, из-за которых народ накануне по 6 часов провел в пробках. Но оказалось, все было совсем нестрашно: трассы и улицы были пусты, город-нон-стоп напоминал себя рано утром в субботу. Даже нашлось время перед встречей с прекрасным заправиться пивом с бургером.
Почему же эту оперу так редко ставят? Возможно дело тут в несовершенностях либретто. Разобраться в нем без подготовки непросто. Дело происходит в приморской Генуе где-то в 14 веке. Простолюдин, но уважаемый человек в городе Симон Бокканегра получает приглашение стать главой города – дожем. Симон вовсе не стремится к власти, но повод есть: он страстно хочет жениться на Марии, от которой у него маленькая дочка,правда кем-то, как назло, похищенная. Мария — дочь патриция Якопо Фиеско (кстати, соперника Симона в борьбе за власть). Будь Симон избран дожем, он получил бы статус принца, и тогда для их брака не будет преград. Давший согласие стать дожем Симон спешит в дом к своей возлюбленной и …находит ее умершей (как, что, почему – нам не объясняют). А тут народ вываливает на площадь и славит только что избранного нового дожа Симона Бокканегро. Беда в том, что Симону это уже совсем не нужно. И сцена, когда он с разбитым сердцем проходит сквозь толпу народа, который поет ему «осанну» – наверное одна из самых сильных в опере! Так же как и парящее в вышине – где-то поближе к Богу – тело умершей возлюбленной.
Вот это затравка. А дальше события происходят спустя много лет. Симон все еще дож, Фиеско продолжает его ненавидеть, выросла дочь – красавица Амалия, которая ничего не знает о деде с отцом. Зато до смерти любит Габриеля Адорно, молодого патриция из партии, враждебной Симону. За Амалией ухлестывает престарелый Паоло, который в свое время сильно помог Симону стать дожем. Уф. Вы еще следите за сюжетом? И теперь Симон должен добиться для Паоло руки Амалии. Но тут он узнает, что она его давно ̶п̶о̶т̶е̶р̶я̶н̶н̶о̶е̶ ̶к̶о̶л̶е̶н̶о, потерянная дочь и любит она совсем другого.
Когда Паоло узнает, что Симон, которого он привел к власти, больше не желает потакать его прихотям, он начинает плести интриги почище Яго. В конце концов, он подсыпает доверчивому дожу яд в стакан, и Симон его доверчиво выпивает. Перед смертью он объединяется со своим врагом молодым Габриелем Адорно, они вместе гасят бунтовщиков и злобного Паоло. В конце он мирится с Фиеско и благославляет быть дожем женившегося на Амалии Габриеля. Сложновато?
Ерунда, стоит отвлечься от запутанного сюжета, который кстати, еще при жизни Верди переделывался несколько раз. Второй раз это делал выдающийся мастер своего дело Арриго Бойто, но тоже не слишком преуспел. Просто наслаждайтесь постановкой англичанина Дэвида Паунтни, недавно представившего израильской публике потрясающую «Пасажирку» Вайнберга. Массовыми сценами, исполнителями. Отдельной жемчужиной является знаменитый секстет в конце 1го действия, где принимают участие все шесть главных героев оперы и хор. Только ради этой мощной сцены стоит бежать на постановку, которая будет показана с 3 по 19 июля. За дирижерским пультом – известный итальянский маэстро Джулиано Карелла.
В постановке принимают участие хор Израильской Оперы (хормейстер – Эйтан Шмайсер) и Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона. В роли Симона Бокканегры выступят баритон Йонут Паску, регулярно появляющийся на сцене Израильской Оперы, и выдающийся итальянский баритон Витторио Витали.
В роли Якопо Фиеско – Инсанг Сим, бас из Южной Кореи, один из ведущих оперных вокалистов, и знаменитый итальянский бас Джакомо Престиа, который исполнил большую часть басовых партий Верди на главных оперных сценах мира, но впервые выступающий в Израиле.
Амелия – сопрано Аурелия Флориан (не раз певшая на сцене Израильской Оперы, в том числе Маргариту в «Фаусте» Гуно) и израильская певица-сопрано Алла Василевицкая, недавно исполнившая партию Кати в опере Вайнберга «Пассажирка».
Габриэле Адорно – итальянский тенор Микаэло Малаффи (дебют в Израильской Опере) и прославленный мексиканский тенор Гектор Сандоваль.
Также в этой постановке участвуют: Пьетро – корейский бас Джихун Ким / израильский баритон Ноах Бригер; Паоло – израильский бас Владимир Браун / итальянский баритон Дамиано Салерно, а также в роли Капитана лучников – израильские теноры Эйтан Дрори и Ошри Сегев; горничная Амелии – меццо-сопрано Таль Бергман и Шакед Страль.
За час до начала каждого спектакля – лекция об опере «Симон Бокканегра». Вход на лекцию бесплатный для тех, кто приобрел билеты на оперу.
«Перед премьерой – «Симон Бокканегра» – уникальная возможность познакомиться с теми, кто стоит за созданием спектакля: солистами, дирижером, постановщиком – в субботу 29.6.19 в 11:00.
Итак, Джузеппе Верди. «Симон Бокканегра».
С 3 по 19 июля в Оперном Театре Тель-Авива
Билеты в кассе Оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: http://bit.ly/2XhglGt
Впечатлениями поделился Вадим Малев. Фото: Elena Zapassky, Деда Саша, Sergey Demyanchuk
Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting