Владимир Мак
При объявлении сезона Израильской оперы название оперы, вынесенное в заглавие статьи, вызвало у многих «поклонников» жанра удивление – как, Верди написал что-то еще, кроме «Аиды», «Набукко», «Травиаты», «Трубадура», «Риголетто»? Удивление, граничащее со склерозом –во-первых, можно знать, что величайший оперный композитор написал 26 опер, а во-вторых, даже у нас, в Израиле, за последние 20 лет были поставлены, кроме вышеназванных, еще и «Аттила», «Иерусалим», «Эрнани», «Макбет», «Бал-маскарад», «Фальстаф», «Отелло», «Луиза Миллер»… И «Симон Бокканегра» впервые прозвучал на сцене ИО 16 лет назад, причем постановка была весьма достойная, с участием превосходных артистовво главе с ПаатойБурчуладзе, бывшим тогда в великолепной форме. Страсть к популярным сочинениям в Израиле настолько велика, что даже те, кто считал, что состоится израильская премьера «малоизвестной оперы», не бежали на первый спектакль сломя голову, а многих из них остановила эфиопская демонстрация, бывшая на израильских трассах накануне, 2 июля. Вопрос, заданный мне неоднократно перед спектаклем – «Вы не побоялись приехать из Иерусалима?» мягко говоря, удивил. (Обычно спрашивают – не боитесь ли жить в Иерусалиме?).
Содержание оперы мало кто читает перед спектаклем, хотя с этим, как раз, соглашусь – литературная часть в операх Верди самая малоинтересная. Анекдот о том, что до сих пор не отдан приз лучшему знатоку либретто «Трубадура», в полной мере относится к «Симону Бокканегре», но в лучших итальянских романтических операх с какого-то момента, иногда с первых минут, чаще – примерно с середины первого акта, сюжет перестает увлекать, поскольку увлекает музыкальная драматургия. Объяснить вербально это невозможно – гениальная музыка увлекает сама по себе. «Ромео и Джульетта» Чайковского или «Весна священная» Стравинского увлекают безотносительно написанной автором программы, и оперы Верди увлекают точно также. С первой же гениальной арии Фиеско в прологе (превосходный бас Ин Сунг Сим, с божественными басовыми нотами, простите за тавтологию) стало безумно интересно, какая дальше будет музыка, но не кто чья дочь и кто кого хочет отравить.
В последние десятилетия принято начинать обсуждение исполнение оперы с режиссера. Я поддержу традицию и отмечу – Дэвид Паунтни практически не помешал артистам исполнять музыку, посему справился с задачей почти без претензий. Почти – ибо несколько раз Паоло, Симон и Амелия пели в довольно неудобных для пения позах. Хвала артистам, справившимся с этой проблемой, но, возможно, стоя они пели бы лучше, чем лежа и скрючившись в три погибели. Превосходная сценография Ральфа Колтаи и, особенно, костюмы Сью Уиллмингтон, не пошедшие по пути переноса действия в 20 век и одевания всех во френчи и гимнастерки, но потрудившихся подумать о специальном решении сцены, на которой происходит действие 14 века.
Теперь о главном. Если бы исполнение музыки было недостойным, то никто бы не восторгался постановкой и костюмами, ибо главное в жанре «опера» – исполнение партитуры, написанной композитором. Остальное служит для помощи публике в слушании этой партитуры. (С детства родители нас учили, что оперу слушают…). Так вот, главное заслуживает многих хороших слов. В первую очередь, маэстро Джулиано Карелла, создавший настоящий оперный ансамбль – хор и оркестр были на высоте, а квартеты, трио и дуэты (наиболее красивые фрагменты оперы) были безупречны. Среди исполнителей Сунг Сима я назвал выше, но особо отмечу не исполнителя заглавной роли. Паоло – Владимир Браун, постоянный, я бы сказал, главный бас Израильской оперы, создал настоящий оперный шедевр: сложнейшая партия была сыграна настоящим драматическим артистом и певцом высшего класса. ЙонутПаску, исполнитель главной партии – хороший баритон, никогда не портящий картину, но и не поднимающийся до уровня Тито Гобби или Дмитрия Хворостовского. Но до их уровня подняться невозможно по многим причинам, а оперы Верди слушать хочется. Аурелия Флориан (Амелия) начала спектакль не лучшим образом, но потом реабилитировалась в полной мере. Тенор Гектор Сандовал (Адорно) был на общем высоком уровне, за что, вероятно, специально надо отметить репетиционную работу дирижера.
Спектакль состоялся – достойный спектакль. Для некоторых – премьера оперы Верди «Симон Бокканегра» в Израиле. Интересно, лет через 15, когда ее поставят здесь в третий раз, скажет ли кто-нибудь, что это премьера?
Фото © Йоси Цвекер – предоставлено Израильской Оперой
Джузеппе Верди. «Симон Бокканегра». До 19 июля в Оперном Театре Тель-Авива
Билеты в кассе Оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: http://bit.ly/2XhglGt