Верхнее фото: сцена из спектакля «Самое скучное шоу в мире». Фото © Яир Меюхас
Хореограф Ренана Раз представляет 6 и 7 августа в рамках фестиваля «Тель-Авив Данс» премьеру балетного спектакля «Самое скучное шоу в мире», поставленного по мотивам книги Наны Ариэль «Самая скучная книга в мире».
Интервью взяла Маша Хинич. Фото © Яир Меюхас (предоставлено Ренаной Раз). Фото © Rafi Delouya – предоставлено Центром Сузан Далаль.
Я уже видела этот спектакль – «Самое скучное шоу в мире» – и точно знаю, что это неправда: это самое интересное шоу в мире. Пусть не во всем огромном мире, но здесь и сейчас. В Яффо в репетиционном зале зрителей было трое: я и два маленьких мальчика, сыновья одной из артисток. И на сцене были трое, три участника «Самого скучного шоу в мире» – хореограф Ренана Раз, актер по имени Офер и балерина/актриса по имени Илайя. И книга, и спектакль настолько увлекательны, что это было необходимо немедленно обсудить, что мы с Ренаной и сделали. Она – сурова, замкнута, я сижу с непроходящей улыбкой. Это первое впечатление – улыбка не сходит… Улыбка не исчезает и когда пролистываешь книгу Наны Ариэль «Самая скучная книга в мире». Спектакль Ренаны – не иллюстрация к этой книге, а адаптация двухмерной полиграфии в трехмерном пространстве, интерпретация текста в движении, живая анимация, одушевлённая геометрия и все это – дополнение к философскому явлению самого понятия «скука».
– Я не пыталась точно иллюстрировать книгу своим спектаклем, а шла по ее «следам», – объясняет Ренана Раз. – В спектакле есть несколько фраз из этой книги, но большую часть текстов я написала сама. К примеру, в книге рассматривается буква «алеф», ее форма, очертания, а для меня «алеф» – это человеческое тело и то, как мы его нему относимся, как мы рассматриваем его в движении.
– Как ты интерпретируешь линии и точки – точнее то, как про них рассказывается в книге?
– Мы анализируем понятия линии и точки в движении, в геометрии на сцене, одновременно рассказывая и взрослым и детям, что же такое скука. Еще точнее – приглашаем их подумать об этом вместе с нами в иной форме, не книжной.
– В трехмерной, пространственной?
– Да. Мы трое на сцене – три формы. Помещение, пространство – тоже форма. Каждый раз эти формы сочетаются и взаимодействуют по-другому.
– По-другому? Разве вы импровизируете? Мне показалось, что все очень четко прописано, строго срежиссировано; что каждое движение и каждая фраза выверены и синхронизированы. Что вы трое следуете запланированной программе – программе изучения скуки через движение. То, что мы видим в твоем шоу – это обязательные упражнения или вольные?
– Для меня самой в этом спектакле новым было сочетание импровизации с точной хореографией, с четкой структурой, который я выстроила. Мы импровизируем внутри этой структуры, начинаем с определённой сцены и приходим к определённому финалу. Но вот как мы идем, сама дорога – извилиста и изменчива. Например, я произношу «стоять», «сидеть», «прыгать». И каждый раз мы трое сидим, стоим или прыгаем иначе. Мы сами иногда не знаем, как и что сделаем в следующий момент, но знаем что будем «лежать» или «ползти». Я оставляю свободу для импровизации, чтобы мы могли вновь пережить определенный вид движения; суметь каждый раз иначе выразить это на сцене; погрузиться в то, чего мы еще не знаем.
– То есть ты придумала некий вектор, грид.
– Да, есть сетка, матрица и меняющиеся в ней компоненты. Есть геометрическая направленность, возвращающиеся элементы и некий процесс, заключающийся в том, что мы каждый раз позволяем сами себе заново пережить этот процесс на сцене. Надо сказать, что обычно хореографы и танцоры, особенно изучавшие классический танец, как и я сама, предпочитают строгую хореографию, отработанность каждого движения, прописи. Но в данном случае это невозможно – это бы задушило саму идею. Ведь мы рассказываем о скуке, а у скуки нет формы. Невозможно загнать в матрицу нечто бесформенное…
– У скуки нет границ, тебя это не пугает?
– Слегка настораживает, мы сами не знаем, что произойдет в этом чёрном страшном облаке… Но не будем сгущать краски, это же все-таки спектакль, который идет определенное время в заранее заданном игровом процессе.
– В бесформенности скуки, как ни парадоксально, проявляется много личин, много слоев.
– И потому мы разбираемся в том, что такое скука шаг за шагом, пласт за пластом. Пытаемся разобраться бывает ли скучно по-настоящему.
– Я заметила, что прорези на сценических костюмах – на темных блузах и панталонах – повторяют белые линии из книги. Снова повтор геометрии?
– Конечно, это не просто так. Это прорезь на одежде – как линия, нарисованная на руке или на спине. Конструируя костюмы, мы снова отталкивались от понятия «скучно»: что такое скучная одежда, как шьют скучную одежду или почему одежда становится скучной?
-Это чёрная или серая одежда? Сама книга издана в черно-белой полиграфии.
– Еще не знаю – еще не решила, какого скука цвета и вообще не решила, есть ли такое явление, как скука.
– Как реагируют на этот спектакль дети?
– Мы несколько раз показывали «Самое скучное шоу в мире» в качестве эксперимента перед детской аудиторией. Дети очень непосредственно откликаются на то, что происходит на сцене, на тексты, начинают смеяться и спорить. Сразу говорят, что думают, а вот взрослые молчат, создавая напряжение.
– На мой взгляд, это спектакль и для детей, и для взрослых в равной мере.
– Я написала в афише, что это спектакль для всех, кто старше 6 лет. Хотя и для тех, кто младше тоже. Просто маленьким детям сложно час усидеть на месте. Я не хочу описывать «Самое скучное шоу в мире» какими-либо категориями, давать определения. Это балет или спектакль? Это для детей или для взрослых? Для семейных или одиноких? Скучно ведь бывает всем…
– Кто твои со-исследователи явления скуки в этом спектакле?
– Танцовщица, преподаватель балета и специалист по терапии движением Илайя Шалит и актер и режиссер Офер Амрам. С Офером я работаю много лет, с начала 2000-х годов. Илайя танцевала во многих проектах и не только в моих, практически во всех израильских группах. Мы трое – друзья и вместе работали над этим спектаклем. Это был глубокий процесс, философский, камерный. Много разговоров, чтения, обсуждений.
– Когда скуку начинаешь исследовать, сразу перестает быть скучно?
– Да. Открывается множество вещей, поначалу непонятных, неожиданных, неизвестно куда ведущих. Так что пока я еще сама не знаю, что скрывается за геометрическими прорезями в наших сценических костюмах. Может, это некие скобки в уравнении, и из-за этих скобок выглядывает что-то неизведанное ранее.
– Скука в формате close-up?
– Да – в другой резолюции. А когда меняется привычный формат, масштаб, то явление становится интереснее и глубже, обретает дополнительные пласты смысла, как собственно и сама «Самая скучная книга в мире», которую мы будет представлять на наших спектаклях. Написавшая ее Нана Ариэль уже дважды видела наше представление, и мы получили совет и поддержку и от нее и от ее дочки.
– Премьера «Самого скучного шоу в мире» пройдет 6 и 7 августа в Центре Сузан Далаль в рамках фестиваля «Тель-Авив Данс». Что тебя связывает с этим Центром?
– Чтобы об это рассказать, надо вернуться в 1990-е годы, когда я занималась балетом – сначала в Петах-Тикве, а потом в школе «Тельма Елин» в Гиватаиме. Это было время расцвета модерн-балета в Израиле, мы приезжали в «Сузан Далаль» на все спектакли «Бат-Шевы», для меня этот Центр был самым потрясающим местом в мире. Позже я сама начала участвовать в различных фестивалях этого центра – практически во всех, танцевала в группах Ноа Дар и Идо Тадмора, ставила постановки по заказу Центра Сузан Далаль, в том числе и совместный вечер вместе с хореографом Бараком Маршалем…
– Я помню еще твою постановку «Казуарот – Дебка», где ты совмещала традиционный балетный шаг друзских танцовщиков-мужчин и пробежки страусов-казауров, интерактивное шоу YouMake ReMake и хореографию для постановки оперы «Саломея» Рихарда Штрауса в Израильской Опере два года назад – потрясающий танец «С семью покрывалами».
– Мой нынешний спектакль – другой, межжанровый, это не танец в чистом виде. Я начала танцевать с 5 лет, изучала классический балет, современный танец, занималась балетом в его классическом понимании. Сейчас же мне больше интересна человеческая направленность танца, моменты, проживаемые танцором в движении, связь между человеком и движением.
– Эта связь стала особенно насущна и актуальна во время «короны», во время вынужденной неподвижности дома. Движение необходимо как вода, как пища и сон.
– И понимать, благодаря танцу, как мы двигаемся – это очень весело и совсем не скучно!
*****
Ренана Раз начал свою независимую хореографическую деятельность (вне рамок устоявшейся репертуарной группы) в 1999 году, создав для начала небольшой сольный номер. До этого она танцевала в различных израильских ансамблях. В 2002 и 2003 годах Раз удостаивалась приза министерства культуры, вручаемого молодым хореографам. В 2004 году Ренана Раз получила приз Театральной академии за хореографию к спектаклю иерусалимского театра «Хан», ее ансамбль много гастролировал как в Европе, так и в США, участвую также во всех балетных фестивалях в Израиле. Ренана Раз ставит хореографию не только для своего ансамбля, но для других израильских балетных групп.
Сайт ансамбля Ренаны Раз: http://www.renanaraz.com
*****
Нана Ариэль – писательница, исследователь, преподаватель и издатель. Преподает в Тель-Авивском университете, где была раньше приглашенным научным сотрудником. Также является приглашенным лектором в Гарвардском университете. Сфера ее интересов: теоретическая и практическая риторика, наука об обучении и материальная культура книги. Нана Ариэль изучает и разрабатывает новые методы обучения, преподавания и обмена знаниями, является членом исследовательской группы ADARR в области риторики и членом правления фонда «Дерех Руах», продвигающего гуманитарные науки.
https://www.nanariel.com/home
http://www.asiapublishers.co.il/Book/125
****
«Самое скучное шоу в мире» (по книге Наны Ариэль «Самая скучная книга в мире»)
Участвуют: Ренан Раз, Илайя Шалит, Офер Амрам
Дизайн костюмов – Майя Баш
Пятница, 6 августа, 11:00.
Суббота, 7 августа, 11:00; 12:30.
Центр Сузан Далаль, Тель-Авив
Дополнительная информация о фестивале «Тель-Авив Данс» на сайте Центра Сузан Далаль: https://suzannedellal.org.il/en/tel-aviv-dance/