A BOY’S DREAM нидерландских режиссеров Уолтера Гротенхюиса и Синты Форгер тепло и совестливо демонстрирует границы человеческого в мире современного искусства. Картина вошла в традиционно сильную для Докавива секцию фильмов об искусстве.
Герой картины – Тео Янссен – уже четверть века создает кинетические скульптуры на пляже Схевенингена. Просто так, по внутреннему велению. Он не просто художник, еще конструктор и творец, который стал достопримечательностью в Нидерландах. Тео похож на моряка, который перепутал воду с сушей, но сумел с ней сжиться так, что стал частью бесконечных песчаных просторов у Северного моря. Его “пляжные монстры” популярны в YouTube не меньше роликов с суперзвездами – миллионы просмотров и один вопрос, которым и задались режиссеры фильма: чем там привлекают вышагивающие вдоль моря гигантские объекты? Жаждой чудес? Или тем, что они, в своей незавершенности, напоминают нас самих?
Тео велик, как животворящая природа, и беспомощен, как большой ребенок, который стремится воплотить свою мечту, зная, что мечты разбиваются, а за каждой воплощенной следом идет другая. Его “чудища” собраны из пластиковых трубок и зажимов, при помощи скотча, дрели и инженерной мысли. Они так же беззащитны перед стихией, как любое существо, в котором бьется живое сердце. Поэтому Тео их чинит, лечит, заботится о них, как о собственных детях, и даже иногда усовершенствует.
Документальный фильм исследует внутренний мир очень особенного человека, противопоставляя его наивность и трепещущее чувство ответственности за свои “создания” алчности и черствости глобального рынка искусства. Наверное, поэтому, когда наступает час открывать огромную персональную экспозицию в США или “продавать” сумасшедшему коллекционеру свою очередную идею об огромном самодвижущемся “динозавре”, Тео Янссен теряется и начинает сбивчиво говорить о том, что все его творчество – это всего лишь попытка оставить след после смерти. След на песке…
Посмотреть фильм можно 25 и 27 мая в программе фестиваля Docaviv.