fbpx
Впечатления

«Слепой нищий» Эжена Зака – реституция, история награбленного и найденного

История появления этой картины в Музее искусств в кибуце Эйн-Харод началась 31 июля 1954 года, в тот день, когда это полотно попало в коллекцию музея. Точной даты возникновения на картине не стоит, но скорее всего, она было написана в период между 1917 и 1920 годами. Такая оценка основана на изучении стиля Эжена Зака тех лет. В старых документах, зафиксировавших размеры, технику, автора, в графе «источник» проставлено единственное слово – «Париж».
Через 60  с лишним лет после передачи этой картины в Эйн-Харод, с Иехудит Бежерано, хранительницей коллекции музея «Мишкан ле-Оманут» связалась историк и искусствовед из Польши по имени Ягна Ясс-Алстон, побывавшая в «Мишкане» в начале 2015 года, изучавшая в то время торговые методы и судьбы арт-дилеров, действовавших во время Второй мировой войны, и пытавшаяся проверить имеющуюся у нее информацию о некой картине Эжена Зака, особенно в отношении положения подписи художника в правом верхнем углу. И тогда Иехудит Бежерано интуитивно решает отклеить картон с обратной стороны картины и сфотографировать раму для Ясс-Алтон. На фотографии проявляются цифры и буквы, которые на тот момент не имели смысла, а позже стали сутью этой истории.

Исследуя знаки, обнаруженные на обратной стороне картины, Ягна Ясс-Алстон сравнивая их с находками, найденными в различных базах данных,  нашла каталожную карточку, заполненную нацистами после того, как они ее конфисковали, и обнаруживает, что эта картина была частью большой операции по разграблению еврейского имущества, известного как «Операция Розенберг», или «Оперативная группа Рейхаслейтера Розенберга» (ERR).

Та же карточка, принадлежащая ERR (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg, или оперативной группе Reichsleiter Rosenberg, нацистской организации, захватившей культурные ценности во время войны), показала, что картина была украдена в Париже в рамках кампании по конфискации еврейского имущества.

Речь идет о замысле нацистской партии, направленной на конфискацию имущества, представлявшего культурную ценность во время Второй мировой войны. Руководил операцией главный идеолог нацизма, нацистской партии НСДАП Альфред Розенберг, пик деятельности которого пришелся на период с 1940-го по 1945 год. Во время Второй мировой войны он был рейхсминистром оккупированных территорий на Востоке. Розенберг был ответственен за идеологическую и культурную подготовку членов партии. На деле это вылилось в организации кражи культурных ценностей на оккупированных после 1939 года территориях. Нюрнбергский трибунал признал его одним из главных нацистских преступников и приговорил к смертной казни. Именно Розенберга считают автором расовой теории и окончательного решения еврейского вопроса

Символы на обратной стороне рамы картины «Слепой нищий» -это печать айнзатцштаба рейхслейтера Розенберга. Буквы MAB – аббревиатура слов «операция передачи» и нумерация были идентифицированы как инвентарные номера артефактов, которые нацисты хранили во время Второй Мировой Войны в Париже в Национальной галерее Же-де-Пом (Jeu de Paume). Большинство награбленных и конфискованных произведений искусства первоначально отправлялись на грузовиках в Национальную галерею Же-де-Пом и в Лувр, где историки и эксперты оценивали ценность произведений. Затем фотографы, хранители и нацистские администраторы фотографировали и упаковали «не имеющие хозяев предметы культуры» для отправки в Германию.

Ясс-Алстон нашла доказательства того, что эта картина была украдена, описание подробного маршрута перевозки картины из Ниццы в Париж, передачу этого полотна в Же-де-Пом. Собственно говоря, еле различимые цифры на оборотной стороне рамы картины – это и есть инвентарный номер в Же-Де-Пом,  первая «отметина», полученная этой картиной во время Второй Мировой Войны.

Как картина попала из Парижа в Ниццу, кто были последние владельцы картины, почему она хранилась, а не была уничтожена, ведь Эжен Зак – это еврейский художник. Все больше и больше вопросов возникали в свете этой истории…
Эжен Зак был известным художником, творившем в Польше, Италии, Германии и Франции. Он был владельцем галереи галереей Zak в Париже и незадолго до своей внезапной смерти от сердечного приступа в 1926 году получил назначение на пост директора Кельнской академии художеств. После его смерти, его вдова Ядвига Кон продолжила управлять галереей, позаботившись о сохранении наследия Зака. Его картины продолжали экспонироваться на многих выставках.
Картина «Слепой нищий» была продана вскоре после смерти художника, но возвращена Ядвиге в 1939 году. В 1940 году, когда нацисты вторглись во Францию, при правительстве Виши, Ядвига закрыл галерею и уехала из Парижа на юг Франции в Ниццу, считая, что нацисты туда не доберутся. Ее надежды рухнули, в мае 1944 года она была схвачена силами гестапо, была отправлена ​​в лагерь для интернированных Дранси, затем этапирована ​​в Освенцим, где и погибла.

Картины ее мужа Эжена Зака были конфискованы нацистами, каталогизированы и отправлены обратно в Париж на хранение. Хотя Зак – еврейский художник, и поэтому его картины не могли предназначаться для украшения какого-либо немецкого замка или виллы, он был известный и значимый художник, и его произведения можно было продать, направив вырученные средства на финансирование Рейха. Точно так же, как это делалось с другими произведениями еврейских художников или «дегенеративного» искусства.

В 1945 году, в конце войны, когда были обнаружены склады награбленного в Лувре и в галерее Же-де-Пом, многие произведения искусства продавалось на рынках и аукционах. Государственные посланники из Израиля едут в Париж, чтобы спасти и привезти оставшиеся безхозными еврейские артефакты, считая что им не место в Европе. «Слепой нищий» является частью этой истории: он был привезен в Израиль Мордехаем Наркисом, считающимся одним из первых серьезных искусствоведов и кураторов государства Израиль. Родившийся в Польше, Наркис эмигрировал в Палестину под британским мандатом в 1920 году, где пять лет спустя он был назначен первым директором недавно созданного Музея Бецалель – позже Музея Израиля, став, среди прочего, экспертом в  области еврейских артефактов , в том числе и из исламских стран. Союзники постановили, что имущество, оставшееся без наследства, или имущество, «превышающее возможность сохранения», должно быть распределено между еврейскими общинами в Европе, Палестине, Америке и других местах. Так в начале 1950-х Наркиса, в качестве директора национального музея, пригласили в Европу, чтобы выбрать из того, что осталось от того «бесхозного» искусства. Он привез  в Израиль около 1200 предметов иудаики, картин и работ на бумаге. Среди них была и картина Эжена Зака.

Таким образом, «Слепой нищий» Эжена Зака ​​​​оказывается в «Мишкан ле-Оманут» в Эйн-Харод, где основатель музея Хаим Атар собирает коллекцию работ еврейских художников. Эйн-Харод  казался логичным пунктом назначения. Недавно построенный музей, основанный в деревянном бараке на территории кибуца в 1930-х годах, собирал произведения еврейских художников из Европы, работавших в период между войнами, чьи карьеры и жизни были прерваны войной и Катастрофой.

Никто за все эти годы не предъявлял претензий на право наследия и не искал картину «Слепой нищий». На сегодняшний день музей, несмотря на все усилия, не может установить личность первоначального владельца. Судя по всему,  «Слепой нищий» навсегда останется в коллекции музея.

Увидеть эту картину в Эйн-Харод можно на выставке «Выдержки из музейной коллекции. Часть первая» – https://www.israelculture.info/vyderzhki-iz-muzejnoj-kollekcii-chast-pervaya/
Интервью с Иехудит Бежерано – https://www.israelculture.info/puteshestvie-dlinoyu-v-vek-po-trem-zalam-vystavki/

Музей искусств им. Хаима Атара – «Мишкан ле-Оманут», Эйн-Харод
https://museumeinharod.org.il/
Страница в фейсбуке на русском языке – https://www.facebook.com/MishkanLeOmanutEinHarod

Часы работы:
С понедельника по четверг: 9:00-16:00
По пятницам и в предпраздничные дни: 10:00-13:00
По субботам и праздникам: 10:00-14:00.
По пятницам и субботам – бесплатный вход в рамках проекта “Шиши-шабат исраэли”
Музей закрыт по воскресеньям
Билеты: взрослый – 40 шекелей, пенсионеры, солдаты, инвалиды – 20 шекелей, дети – 15 шекелей
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены музеем “Мишкан ле-Оманут” Эйн-Харод

*****
Эжен (Евгений, Эужен) Зак. 1884 (или 1886; Могильно Минской губернии) — 16 января 1926 (Париж).

Детство и юность провел в Варшаве, куда семья художника переселилась в 1892 после потери отца. Около 1900 года переехал в Париж. Учился в Школе изящных. В 1903 совершил путешествие по Италии. Некоторое время занимался в Школе изящных искусств в Мюнхене.

В 1904 возвратился в Париж. Писал пейзажи, портреты, композиции жанрового содержания. В разные годы прошел через увлечение неоклассицизмом, символизмом, экспрессионизмом. Создал декорации для постановки балета С. С. Прокофьева «Квинтет». В середине 1910-х приобрел известность как мастер, обладающей собственной узнаваемой манерой.

В 1906–1908 совершил поездку в Бретань; в 1914 путешествовал по югу Франции. В 1916–1921 жил в Варшаве. Один из основателей группы «Ритм», объединившей молодых авангардных польских художников. После недолгого время пребывания в Германии (1921), возвратился в Париж (1922).

Экспонировался в Осеннем салоне (1905–1925, с перерывами), салоне Независимых (1906–1912), Тюильри (1904, 1925); участник знаменитой модернистской выставки «Armory Show» («Арсенальная выставка») в Нью-Йорке (1913), где показал 2 картины. Провел персональные выставки в парижских галереях «Druet» (1911), «Devambez» (1925).

Преподавал в Академии «La Palette» (с 1912).

Скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Монпарнас. Посмертная ретроспективная выставка состоялась в Осеннем салоне (1926), посмертные выставки прошли также в галереях «Bing» (1926), «M. Bernheim» (1927), Варшаве (2003–2004).

Супруга художника Ядвига Кон основала в Париже галерею «Zak» (существовала до начала Второй мировой войны), в которой экспонировались многие мастера Парижской школы и где регулярно проходили групповые и персональные выставки многих художников, выходцев из Российской империи и Восточной Европы, живших во Франции. В галерее выставлялись работы Хаима Сутина, Пинхуса Кременя, Осипа Любича, Михаила Кикоина и многих других. Во время Второй мировой войны Ядвига Кон и ее сын были депортированы в Освенцим, где они погибли в 1944 году. Хотя французские коллаборационисты ликвидировали содержимое галереи в 1941 году, арт-дилер Владимир Райкис, исполнитель воли Ядвиги, вновь открыл ее двери в 1946 году.

Творчество Эжена Зака представлено во многих музейных собраниях, среди них — Национальный музей в Варшаве, Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду), Чикагский художественный институт, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com