17 февраля в Тель-Авивском Доме Художников на улице Альхаризи, 9 открывается выставка «Слои пространства» фотографа Шломо Бронштейна.
Мир многомерен и невозможно говорить об «объективной реальности», даже если она создана с помощью фотокамеры. Ее просто не существует. Думаю, речь идет об ощущениях. У каждого они очень личные и не может быть единого подхода в описании окружающей действительности. Более того, подобно программе «Фотошоп», которая позволяет разделять изображение на слои, каждый находит тонкую вибрацию своей души. Это позволяет создать сиюминутную картину мира. Через мгновенье все изменится: настроение, состояние и взгляд…
Работы, представленные на выставке Шломо Бронштейна «Слои пространства» -некий резонанс вибраций тела и духа. Эти мгновения – поиск личных координат в многомерной вселенной. Современное искусство прочно завязано на технику и технологию. Сегодня есть художники, которые не знают запаха красок и никогда не занимались натяжкой холстов. Они пользуются инструментами, которые представлены в компьютерных программах. Подобным путем движется и часть фотографов, использующих дигитальную технику для съемки и последующей обработки изображения.
Вот что говорит сам Шломо Бронштейн: «Лично для меня изображение, полученное с помощью камеры – отправная точка для начала работы. Далее идет «проявка» картинки и «проявка» замысла. Тончайшие лессировки – наложение многочисленных слоев – позволяют очень точно передать художественный замысел, добиться желаемой тональности, игры света и тени. Конечный результат, обычно ничем не напоминает исходное изображение, которое практически без следа растворилось в плоскости конечного результата. «Исходник» свою функцию выполнил: вывел на орбиту мысль автора…»
Израильский фотограф Шломо Бронштейн много лет проработал в журналистике. Сначала– в уже ушедшем во времени и в пространстве «там», затем «здесь» – в газетно-репортерском мире, темп которого не позволяет сосредоточиться на внутреннем ни на минуту. Мир репортеров требует неостановимого движения вперед. На медитацию, на обдумывание, на проникновение в тему времени нет. Скорость щелчка затвора, количество написанных в минуту слов определяют жесткий ритм, выдерживать который постоянно невозможно. Так что не удивительно, что в некий растянувшийся на несколько лет момент Шломо увлекся мистикой, эзотерикой, хилингом, стал лечить людей и медитировать. Медитировать в своем нынешнем времени, пространстве – в своем внутреннем фото-мире, занявшись художественной фотографией.
Занятия репортерской фотографией придали ему четкий, острый взгляд на мир; мистика и эзотерика добавили чувства и спокойствия, медитативность. Его снимки превращаются в своеобразную мандалу – их можно подолгу рассматривать, а можно бросить мимолетный взгляд.
Свои первые снимки Шломо Бронштейн сделал, будучи подростком. На черно-белых работах того времени – друзья и большой ташкентский двор: гроздья винограда, розы, большой орех. Позже хобби станет профессией. Закончив факультет журналистики ташкентского университета, Шломо начал работать в газете «Вечерний Ташкент». И там его статьи всегда иллюстрировались его же фотографиями. После репатриации, работая в израильской прессе, Шломо не изменил своему призванию и постоянно публиковал свои снимки. Но однажды привычный ритм работы был нарушен. Произошел настоящий переворот в его творчестве, причиной чему стала встреча Шломо с Исраэлем Асифом – мистиком, эзотериком, энциклопедистом. На протяжении многих лет он был духовным учителем Шломо Бронштейна и направлял его талант, его способности.
«Однажды он сказал: у тебя есть 20 дней, чтобы полностью изменить твое отношение к фотографии. Ты должен стать фотохудожником. Это твое призвание. Для этого ты должен без перерыва снимать 20 дней. Работы, снятые за день, ты переносишь из фотоаппарата в папку компьютера. И все… Трудно представить эту бурю чувств, – говорит Шломо Бронштейн. – Мы открывали папку за папкой, и я не мог поверить, что это мои работы. Впервые в жизни я фотографировал без всяких границ и правил! Это было ни с чем несравнимое ощущение свободы. Эти снимки и оказались решающими в переходе от фотожурналистики к художественной фотографии».
Шломо описывает свой процесс развития как художника так: «Я нахожусь в маленьком, тихом и спокойном внутреннем дворе своего дома и могу наблюдать за внешним миром, бросая изредка взгляд через забор. Такая уединенность позволяет видеть изменения, происходящие вокруг, выраженные в игре тени и света, меняющейся палитры цветов. Источником вдохновения служит разговор с самим собой, внутренний компас. Даже если объект виден (и видится) ясно, то всегда вокруг него есть аура мистики, которую на фотографии можно передать как некую сверхъестественную атмосферу. У каждого человека есть внутренний двор – свое свободное пространство мысли, что мы свободны для других. Мои выставки – попытка открыть дверь во внутренний мир художника, показать то, что можно увидеть только изнутри».
Выставка Шломо Бронштейна «Слои пространства» продлится до 12 марта 2022 года. Куратор – Хана Барак Энгель. Вход – свободный.
Вернисаж – в четверг, 17 февраля, в 19:00. Все приглашены…
Сайт Дома Художников – http://artisthouse.co.il/
Сайты фотографа Шломо Бронштейна https://www.flickr.com/photos/127758774@N08/albums
https://alliance.elegantnewyork.com/home/photographers/shlomo-bronshtein/Страница фотографа Шломо Бронштейна в фейсбуке:
https://www.facebook.com/Shlomo-Bronshtein-art-photographer-869238363158431/