Заглавное фото – © Ofer Hajayo
Израильская Опера представляет новую постановку: «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Режиссер, сценограф и хореограф – Инбаль Пинто. За пультом – известный итальянский дирижер, маэстро Даньэле Каллегари. С 25 февраля по 3 марта 2022 года. Оперный театр имени Шломо Лахата в Тель-Авиве.
Любовь, измена, ревность, смерть, жизнь и театр. Откуда берутся сюжеты для опер? Бывает так, что подросток становится свидетелем убийства. А потом, став композитором, пишет об этом оперу. Это реальный случай, произошедший с итальянским композитором Руджеро Леонкавалло. Камердинера отца в доме Леонкавалло, когда тому было 15 лет, убил бродячий актёр. Убил из ревности: жена актера изменяла ему с этим слугой… И вот через много лет Леонкавалло пишет оперу «Паяцы», где актёр на глазах у публики из ревности зарезает свою жену и её любовника. Впрочем, другая версия утверждает, что Леонкавалло ребенком присутствовал в суде, когда его отец-судья был вынужден вынести приговор бродячему актеру, убившему свою жену-актрису на сцене во время спектакля, потому что он был уверен, что она изменяла ему.
Полная же версия такова (хотя есть еще более полная версия): в основу сюжета легла реальная история, случившаяся в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца Леонкавалло: актер из странствующей труппы после окончания представления убил жену и ее возлюбленного, служившего в доме будущего композитора. Отец Леонкавалло, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к двадцати годам тюрьмы.
Всего пять месяцев понадобилось Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев». Опера была поставлена в Милане в 1892 году под руководством молодого Артура Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Опера стала исполняться в один вечер с «Сельской честью» Масканьи (именно «Сельская честь» определила композиторскую судьбу Леонкавалло: у него появляется страстное желание писать только оперу и только в новом стиле), знаменуя тем самым триумфальное шествие нового направления в искусстве – веризма. Пролог к опере «Паяцы», был провозглашен Манифестом веризма. Как отмечали критики, успех оперы в большой степени был связан и с тем, что композитор обладал незаурядным литературным дарованием. Напомним, что Леонкавалло закончил консерваторию в Неаполе в 16 лет, а затем учился в университете Болоньи на филологическом факультете, у итальянского поэта Джозуэ Кароуччи и в 20 лет получил диплом доктора литературы.
«Паяцы» – опера, настолько полно выразившая все идеи итальянского веризма, что это течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Но главное достижение «Паяцев» лежит не в сфере музыковедческих теорий, а в музыке. Леонкавалло было 33 года, когда он сочинил этот шедевр. Своей славой он обязан одному произведению, и всю свою жизнь Леонкавалло искал второго «Паяца».
На сей раз эта одна из величайших опер показывается в новой завораживающей постановке режиссера, дизайнера и хореографа Инбаль Пинто, создавшей волшебный мир странствующей театральной труппы – мир, полный чувств и эмоций, грусти и радости, захватывающий мир десятков персонажей в истории, которая движется по тонкой грани между воображением и реальностью; мир клоунов, бродячих комедиантов, нелепых на сцене и любящих и страстных в реальной жизни. Замечает ли публика слёзы, размывающие грим на лицах актеров?
Инбаль Пинто: «Незабываемая музыка Руджеро Леонкавалло, солисты, хор, танцоры, вся труппа и сама постановка свидетельствуют о надежде, о силе и величии человеческого духа, но также и о силе и величии искусства, о возможности искусства волновать и воздействовать».
За дирижерским пультом – известный итальянский оперный дирижер Даньэле Каллегари. При участии ведущих израильских и зарубежных солистов, хора Израильской Оперы под руководством Асафа Бенрафа, Оркестра Оперы – Израильского Симфонического Оркестра Ришон ле-Циона и 20 танцовщиков.
Инбаль Пинто так говорит о своём художественном видении этой постановки: «Жизнь – это источник вдохновения для творчества, а выражение творчества посредством театра питает нашу натуру, позволяя нам, остановив на мгновение бег жизни, оглядеть себя заново. Иногда это облегчает, а иногда отягощает душу. Опера «Паяцы» – это рассказ о жизни, надежде, отчаянии. О том, что касается нас всех. Её сюжет разворачивается в Богом забытом месте, в небольшой деревне, настолько заброшенной, что над ней нет неба, не видно горизонта. Её жители – это смесь деревенщины и клоунов. Люди, которые не живут собственной жизнью, потому что у них ее нет. В этой деревне появляется бродячие актеры, приносящие с собой краски жизни, оптимизм, надежды на перемены, но слишком быстро проявляются трещины в этой, казалось бы, столь совершенной оболочке, и появляются сложности, боль, невозможные желания этих персонажей. А местные жители наблюдают за ними и продолжают следовать прежнему образу жизни с отчаянным ожиданием, что, возможно, когда-нибудь театр осуществит их мечты. Одиночество и отчужденность только усиливаются, а у жителей и у актеров странствующей трупы остаётся неудовлетворённое стремление к любви и свободе. При этом, потрясающая, захватывающая музыка, написанная Леонкавалло, исполнение этой оперы солистами, хором, танцорами – всё это свидетельствует о человеческой воле, надежде и о том, как на всех нас может влиять искусство».
Для этой постановки Инбаль Пинто придумала более 100 костюмов – для солистов, хористов и танцоров. Функция, цель этих костюмов в том, чтобы с помощью легких изменений их формы, небольших искажений, подчеркнуть характеристики образов, деревенских семей и персонажей той итальянской деревни, в которой происходит действие оперы.
«Паяцы» – это уже третья оперная постановка Инбаль Пинто, спектакли которой получили признание критики и зрителей в Израиле и во всём мире. Инбаль Пинто уже ставила оперу «Армида» Кристофа Глюка в Израильской Опере и в Висбадене, и оперу «Приключения лисички-плутовки» Леоша Яначека в Норвегии. К этому списку стоит добавить театральные спектакли, которые она поставила в последние годы, в том числе спектакль по книге Харуки Мураками «Хроники Заводной Птицы» в театре «Метрополитен» в Токио.
Дирижер Даньэле Каллегари родился в Милане. Окончил Миланскую консерваторию имени Верди по классам контрабаса и ударных инструментов. В возрасте 22 лет был принят в оркестр театра Ла Скала. Работа под руководством крупнейших дирижеров современности побудила его вернуться в консерваторию и получить дирижерскую специальность. В 1998-2001 – главный дирижер Уэксфордского оперного фестиваля, в 2002-2008 – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Фландрии, Антверпен. Сегодня он – главный дирижер Оперы Ниццы во Франции; приглашенный дирижер в Ла Скала, в Метрополитен-опера, в Венской Королевской Опере, в Мюнхене, Париже, Брюсселе и т.д. Даньэле Каллегари также дирижирует многими оркестрами.
Он уже сотрудничал с Израильской Оперой, дирижируя в 2014-м году постановками «Риголетто» и «Бал-маскарад», а в 2017-м – «Лючией ди Ламмермур».
В постановке «Паяцы» принимают участие ведущие оперные певцы с мировым именем.
В роли Канио, клоуна, убивающего свою жену из ревности, на сцену Израильской Оперы выйдет аргентинский тенор Луис Чапа. Израильская певица Алла Василевицкая (сопрано) и корейская певица Элиза Чо (сопрано) предстанут в роли Недды, жены Канио, стремящейся найти новую любовь. Румынский певец Йонуц Паску (баритон) и корейский баритон Хансон Ю выступят в роли Тонио, влюбленного в Недду. Сильвио, молодого крестьянина, любовника Недды, сыграют новозеландский баритон Жюльен Ван Меллаертс и украинский баритон Дмитро Кальмучин. Израильский тенор Эйтан Дрори и британский тенор Уильям Уоллес выступят в роли Беппо, актера бродячей труппы.
Первый крестьянин – Симон Кричели, тенор. Второй крестьянин – Михаил Гайсинский, баритон
****
Руджеро Леонкавалло. «Паяцы».
Даты преставлений:
Пятница, 25.02, 13:00
Воскресенье, 27.02, 19:30 – премьера
Понедельник, 28.02, 20:00
Вторник, 01.03, 18:00
Четверг, 03.03, 20:00
Пятница, 04.03, 13:00
Суббота, 05.03, 20:00
Воскресенье, 06.03, 20:00
Стоимость билетов: 195- 445 шекелей
За час до начала каждого представления проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для владельцев билетов – бесплатный.
Билеты в кассах Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/3IQB8EP
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.
Фото: ©Ofer Hajayo, предоставлено Израильской Оперой . Подготовка текста: Маша Хинич. Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting