Сразу сознаюсь, с «Пахитой» театра «Урал Опера Балет» мне повезло трижды:
Во-первых, я точно знала чего ждать, потому что успела посмотреть полное видео спектакля и очень хотела увидеть этот балет «вживую». Вуаля! «Пахиту»привезли на фестиваль M.ART.
Во-вторых, среди знакомых знакомых верных подруг ( а ведь самая крепкая социальная сеть – это верные подруги) вчера в зале оказался Игорь Гершензон, брат которого – Павел Гершензон – идеолог этой идеально выстроенный в цветовой и прочих гаммах – музыкальной, хореографической, исторической – желто-серо-красно-черной-бело-синей «Пахиты», столь затейливой, столь забавной, страстной и безумно любопытной, где не забыты ни Дельдевез, ни Чаплин, ни столь модное ныне ретро – тапер на сцене. Так вот: 2 марта Павел Гершензон вкупе со всеми создателями этой постановки «Пахиты» (и так не обделенной наградами) был награжден Премией правительства России за достижения в области культуры за 2019 год. Наши поздравления были немедленно переданы через брата идеолога!
В-третьих, вчера, в четверг 5 марта, главную партию – партию цыганки Пахиты – исполняла японка Мики Нисигути, ведущая солистка Екатеринбургского театра, выпускница Вагановской академии 2013 года. Она: во-первых – прелестна, во-вторых – артистична, в-третьих – необычайно легка. Это о таких балеринах Пушкин писал «Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет.». Хотя то было про Истомину, но жанр рецензии терпит смешение эпох, да и к тому же сама задумка этого балета отталкивается от идеи смешения эпох. Мики Нисигути была прекрасна.
А в-четвертых, хотя это должно быть во-первых, до трижды повезло, самое большое впечатление – от музыки Юрия Красавина, петербургского композитора, автора оркестровой транскрипции балета Минкуса и Дельдевеза. Ловила и вслушивалась в каждую «новую» ноту, вариацию, отрывок, которыми Красавин так виртуозно и так крепок прошил, перешил и вышил полотно старой музыки, смешав стили, гаммы и глубины, эстетику, темпы, растворяя свою музыку в прежнем материале и наоборот – внося старую музыку в новую им создаваемую.
Вот что Красавин написал в автобиографии: «Музыка не принадлежит ни к одному из существующих течений, но включает элементы многих из них». Также и эта уральская «Пахита» – невозможно сказать, к какому течению балета относится этот спектакль, но он принадлежит к многим из них. И костюмы, и декорации, и исполнение, и кордебалет, и миманс – невозможно расставить все впечатления по линейке приоритетов. Это собранная в трех актах история балета, история музыки, сценического искусства, игра в театр, в искусство новейшее, в теле-сериалы, в чистые формы классики в финале этого легкого, веселого, смешного и энциклопедического спектакля, даром что второе действие – это пародия на экспрессионистский немецкий фильм «Кабинет доктора Калигари» 1920 года, ставшего первым в истории кинофильмом, передающем на экране измененные состояния человеческого сознания. Но вот в третьем акте – все блистает, все ясно, все омыто традицией: знаменитый свадебный Grand pas Classique – роскошный, золотистый, воздушный, насквозь классический и насквозь современный. Браво!
Все-все имена и ранее изложенные подробности по ссылкам https://www.israelculture.info/volshebnaya-paxita-v-trex-dejstviyax-teatr-ural-opera-balet-v-programme-festivalya-m-art-v-tel-avive-kanony-klassiki-v-sovremennoj-interpretacii/
и https://www.israelculture.info/vyacheslav-samodurov-petipa-ponravilas-by-nasha-paxita/
Маша Хинич