Сигалит Ландау: Пылающее море – парадоксальное, романтическое, аскетическое искусство и бесконечные игры в соленой воде.
Выставка одной из лучших израильских художниц (кстати, дважды представлявший Израиль на Венецианском биеннале) проходит в Музее Израиля в Иерусалиме. Выставка, возникшая после полутора лет дебатов, зарождения и воплощения идей и непростых рабочих процессов в студии Сигалит Ландау в Тель-Авиве, на Мертвом море и в Музее Израиля. И все это – после двух десятилетий кристаллизации искусства в соленом море.
Куратор выставки: Амитай Мендельсон. Выставка «Пылающая море» – крупнейшая экспозиция Сигалит Ландау за последнее десятилетие – продлится до июня 2023 года.
Помню, как давно меня поразило платье из габимовского «Дибука», покрытое слоями соли, и ставшее прекрасной сверкающей мумией и символом бренности всего того, что на свете и всего того, что под водой, но еще больше поразило видео с плавным медленным танцем 500 арбузов в Мертвом море и видео с хулахупом из колючей проволоки. Это было началом знакомства с работами Сигалит Ландау. Кстати, самого знаменитого платья на выставке нет, но есть серия «Свадебное платье из кристаллов соли» (2014) – из восьми, сделанных под водой фотографий, на которых запечатлен процесс кристаллизации соли на точной копии черного платья, которое носила Ханна Ровина, легендарная актриса Габимы, сыгравшая невесту, одержимую духом ее умершего возлюбленного в спектакле «Диббук». Свадебное платье, превратившееся, как жена Лота, в соляной столб. С помощью специальных крепежей платье было закреплено на дне Мертвого моря на 3 месяца. Чтобы снять на камеру процесс кристаллизации, фотографу приходилось надевать на себя 70-килограммовый груз.
Мертвое море стало ритуальным мотивом в творчестве Сигалит Ландау. Соль превращает знакомые предметы в воспоминания, в хрустальный объект чудес, в причту, в аналогию или в аллегорию. Выбор вещей не случаен – текстура и поверхность каждой вещи чрезвычайны значимы.
Балетные пачки, африканские маски, рыболовные сети, люстры из колючей проволоки и арбузы, покрытые блестящими слоями алмазоподобной соли Мертвого моря, уже давно сформировали творчество художницы Сигалит Ландау. «Это часть моего лексикона, моей палитры, это – моя лаборатория», – так описывает Сигалит Ландау свое взаимодействие с Мертвым морем, куда ее возила еще девочкой мать-англичанка – возила «на теплые лечебные воды». (Мать Сигалит родилась в Англии, куда ее родители бежали из Вены. Отец Сигалит Ландау родился в лагере. Его мать – бабушка Сигалит – в 1934 году была отправлена в Биробиджан). Сигалит Ландау использует плотность воды Мертвого моря и процесс кальцификации как основу для создания своих работ. Ее спиральный плот из пятисот арбузов, нанизанных на канат, свернутый в спираль на поверхности Мертвого моря, в который так ловко была вписана сама Сигалит, было бы невозможно пустить вплавь больше нигде – разве что на Большом Соленом озере в штате Юта. На видео с арбузами Сигалит не просто плывет – скорее танцует, а в хореографии она понимает толк– в юности Сигалит Ландау занималась балетом в Иерусалиме у Александра Лифшица, в свое время солиста Кировского балета.
Ландау начала экспериментировать со своими «солеными» инсталляциями примерно через два года после смерти ее матери в 2003 году. В 2005 году Сигалит сначала опустила в море свои сандалии, а затем экспериментировала с велосипедом, найденным в Тель-Авиве и затем брошенным в Мертвое море и оставленное в нем, пока на нем не образовалась уже знакомая зрителям корка соли, которая окружает многие работы Ландау.
В течение двадцати лет Сигалит Ландау придумывала новое экспериментальное искусство – «соленое», одновременно монументальное и глубоко камерное. Создавала его на Мертвом море, в самой низкой точке на Земле. Для начала Сигалит «топит» в соленой воде одежду, музыкальные инструменты, велосипед. Через некоторое время природа берет свое: соль кальцинируется, образуя толстый слой, который превращает предметы в скульптуры, преобразуя их. Кстати, некоторые из них настолько тяжелы, что для того, чтобы вытащить их из воды, необходим подъемный кран. Вдохновленная красотой этого места, его необычностью и его свойствами, Ландау создавала и продолжает создавать произведения невероятной красоты, впитавшие вместе с солью хрупкую двойственность: жизни и смерти, травмы и исцеления, разрушения и надежды – от предметов, превратившихся в скульптуры, сверкающие слоями соли до видеоработ и фотографий, перформансов, объектов, инсталляций, до игр, мечтаний и желаний.
Кстати, соленая вода залечивает раны.
На выставке в Музее Израиля также представлена новая видео-трилогия и чертежи проекта, связанные с идеей, которую Сигалит Ландау предложила достаточно давно: идея возведения моста через Мертвое море из Иордании в Израиль. Впервые эту идею Ландау представила в рамках ее инсталляции на Венецианской биеннале 2011 года, но в Израиле до нынешней выставки еще не демонстрировала. Возможно, что когда-нибудь мост через «пылающее» соленое море возникнет.
Еще одна поразительная серия работ на этой выставке – вышивки, сделанные пожилыми женщинами из дома престарелых, которые Ландау и ее команда погружали в Мертвое море, добавляя соленые слои к вышитым версиям «Подсолнухов» Ван Гога, или «Окон» Шагала.
Сигалит Ландау родилась в 1969 году в Иерусалиме. Живет и работает в Тель-Авиве. Она – междисциплинарная художница, работающая с видео, фотографией, скульптурой, инсталляциями. Ландау окончила Академию искусства и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме в 1994 году. После нескольких лет в Европе (в Лондоне) и США (в Филадельфии) она вернулась в Израиль, и сегодня живет и работает в Тель-Авиве. На протяжении всей своей карьеры Ландау была удостоена десятков наград и премий, , в том числе стипендию Ингеборга Бахмана фонда Вольфа, учрежденную Ансельмом Кифером (1998 г.); премию Фонда Натана Готтесдинера в области израильского искусства, Тель-Авивский художественный музей (2004 г.); Премия Сандберга в области израильского искусства, Музей Израиля, Иерусалим (2016 г.), Орден искусств и литературы Французской Республики (2017 г.), степень почетного доктора Университета Бен-Гуриона в Негеве (2017 г.). Даже из этого краткого перечня ясно, что Сигалит Ландау — одна из самых успешных израильских художников в мире. Ее скульптуры, видеоролики и инсталляции на протяжении многих лет выставлялись в таких музеях, как MoMA, Museum der Moderne Rupertinum, «Документа» в Каселе и Музей Израиля.
Сайт Сигалит Ландау https://www.sigalitlandau.com/
https://www.imj.org.il/en/exhibitions/sigalit-landau-burning-sea
https://www.facebook.com/SigalitLandauBurningSea/
Маша Хинич. Иллюстрации – с сайта Музея Израиля – imj.org.il