Верхнее фото © Florian Kraus
Знаю, что заголовок пафосный, но что поделать… «Sorry» – отличный спектакль. Еще раз: отличный, интересный, запоминающийся – и как спектакль-размышление, и как шоу, и перформанс, и балет.
Вот тут – https://www.israel-festival.org/show/sorry/?lang=ru – всё хорошо перевели и видео есть – посмотреть то, что уже не увидите, потому что «Sorry» показывали на Фестивале Израиля только один раз, что жаль. Потому как здорово придумано, мастерски сделано, хорошо исполнено, серьезно и с иронией, с оглядкой и с юмором, «киношно» и анекдотично, грустно и весело, много ассоциаций, размышлений, красивых рок-баллад, перкуссии и танца. Неожиданно, непривычно и спасибо организатором, что привезли и показали. Но вообще-то «Извините- Sorry» в данном случае тождественно пощечине черного общества белому. И белые при этом должно просить прощения, а я не хочу.
На сцене – четверо юношей и один ребёнок, чернокожие африканцы с точеными телами и большой, неуклюжий, некрасивый, толстый белый человек, все время жующий. Потом окажется, что он прекрасный барабанщик – правда почему-то для этого нужно разоблачиться, раздеться до трусов. Но это не страшно – и не такое видали. Толстый белый человек – немецкий актер из группы Monster Truck. Совсем юные африканцы – подростки из Нигерии, из Лагоса участники проекта хореографа и режиссера Сегуна Адефилы в арт-центре The Footprints of David.
Пять мальчиков танцуют, двигаются, строят башни из тел, устраивают шаманские заклания под дикий грохот барабанов из-под палочек белого человека. Палочки – чуете! Палочки! Палки, биты, клюшки для гольфа. Палочки бьют по барабанам, тарелкам, по телу и голове, по личной и общественной совести, укоризною по дискурсу. Первобытные пляски и сложные фигуры – понимаешь, откуда пришла африканская культура, а вкупе и вослед – ей – течения в живописи, сальса, самба, etc. Во второй части спектакля эти же подростки рассуждают о белых и черных, о чистом искусстве и черном (во всех смыслах слова «черный») квадрате Малевича, о рэпе и Нью-Йорке, Африке и Париже. Хорошие талантливые подростки, танцующие под дудку немецкого, мучающего пост-колонизаторской совестью театра. Хотя не буду перегибать палку: проект затеян для поддержки центра искусств в Лагосе и в этом качестве он хорош, также как и чистый перформанс, искусство театра, а не как пост-колониальное переживание.
https://www.youtube.com/watch?v=IgRMryMkgUA
Танцы африканских танцоров – необузданные, первобытные, в шоколаде в буквальном смысле, посыл которых нам – белым людям (нелюдям? – персонажам фильмах о вампирах – это тоже есть в спектакле, как и христианскеи мотивы) – не понять. Южная Африка как пример, бушмены, колонизаторы с их рабским трудом, но и со школами, больницами, промышленностью. Или пост-колониальная Африка – с нищетой, болезнями, междоусобными племенными войнами. Что лучше, что хуже – нет ответа на эти вопросы ни в театре, ни в танце, ни в струях чудесно пахнущего шоколада, льющихся сверху, как дар божий, на белое полотно сцены, которое в финале разрежут на квадраты, вставят в рамки и будут продавать современное и своевременное, на наших глазах созданное африканское искусство за 40 шекелей в качестве поддержки The Footprints of David в Нигерии. Я купила – потому что понравилось, а не потому что мучила совесть.
И шоколадные холщовые картинки – хороши, и ребята из Лагоса – талантливы, чудесны, с чувством юмора и самоиронии, и актер-барабанщик из Германии превосходен. .А вот как политическое заявление – не получилось. Я сидела сразу госпожей и господином послом Нигерии – им явно было скучновато: проблемы Африки немецкими танцами не решить. Так что искусство – искусству, политику – политике. И еще раз – тот кто не посмотрел это спектакль – жаль! Прекрасный умный перформанс! Достиг ли он цели? И да, и нет.
Сайт Фестиваля Израиля https://www.israel-festival.org
Страница на русском языке (полная программа) — https://www.israel-festival.org/ru/
Общий заказ билетов: https://www.israel-festival.org/tickets/
Маша Хинич. Все фотографии предоставлены пресс-службой Фестиваля Израиля