Сима Васильева – замечательная художница. Это – во-первых. Во-вторых – вскоре она навестит Израиль. Но это только завязка – для интриги. Повод же совсем другой – такой, что в эти дни (и увы, скоро закончится), проходит ее выставка в Лондоне (куда не все успеют подскочить до конца недели, до 28 января, но все–равно, знайте) – в Вестминстерской Справочной библиотеке. Выставка яркая, ироничная, красочная и ностальгическая. Точнее, анти-ностальгическая, потому как по-прежнему – антисоветская.
А на самом открытии ретроспективной выставки художницы Симы Васильевой в Вестминстерской Справочной библиотеке была сделана попытка побороть зимнюю апатию и английский сплин буйством цвета и юмора. Тема вечера перекликалась с темой выставки: Советский Союз 1960-80 годы, популярные мелодии тех лет, на экран проецировались снимки повседневной жизни в СССР, которые сопровождали презентацию профессора социологии Светланы Стивенсон о том, что означает понятие «Совок». Для воссоздания атмосферы советских квартирных выставок гостей, кроме обычного вина, угощали водкой и солёными огурцами с ржаным хлебом.
Сима Слуцкер (Васильева) родилась в украинском городе Краматорске в 1954 году. Окончила Московский Государственный университет. Живописью стала заниматься с 1980-го года. Принимала участие в многочисленных выставках. В 1990 году уехала из СССР в Англию, сотрудничала с шотландским скульптором Тимом Стедом, разрисовывая деревянные предметы из его мастерской, постепенно придя, используя структуру дерева, к абстрактной живописи, к узорным текучим композициям. А на «совки» (советские типажи, символы, изображенные на деревянных досках-ковшах-совках) Симу вдохновил соц-арт – видно, такое не забывается.
Сейчас проживает в Лондоне. Почти три года он жила в Малайзии, посещала Японию и Китай. Её интерес к азиатской культуре отображён в некоторых последних работах.
Но в годы перестройки, когда Сима Васильева начала активно выставляться, она прославилась, как художник, подрывающий основы советского истеблишмента и как популярный «народный» художник. Ее живопись на деревянных досках – непочтительная, эротическая, нахальная – и очень веселая. Сейчас работы Симы Васильевой находятся в частных коллекциях в Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Италии, США и России
Её самая скандальная работа перестроечных лет – «Русская Баня» – также включена в экспозицию, и этого одного достаточно, чтобы посетить выставку (снова напомню – тем, кто гуляет в Лондоне в эти дни). Когда в 1988 году эта картина была опубликована в самом многотиражном советском журнале «Огонёк», в редакцию журнала пришли тысячи возмущенных писем с предложением разобраться и осудить редактора журнала Виталия Коротича и наказать художницу. Некоторые из писем также представлены в экспозиции и переведены на английский язык. Ни редакция, ни художник не могли предугадать, какого рода реакция будет со стороны общественности. Картина вызвала своего рода фурор. Работу посчитали порнографической и осудили, посчитав, что это – оскорбление здорового советского образа жизни. Возмущенные читатели угрожали отменить подписку на самый читаемый советский журнал того времени. Сима Васильева написала альтернативную версию картины «Баня» – полностью одетые советские любители пара сидят под плакатом, который гласит: «Моральная чистота имеет первостепенное значение для личной гигиены!»
.
Сима Васильева уехала из Советского Союза в 1990 году после того, как в ее адрес поступили угрозы и жесткая критика из-за этой картины, которая спустя 25 лет, кстати говоря, была выставлена в Москве на одной из выставок.
Начиная с конца 1990-х, Сима создает коллекцию «Совки» – галерею образов бывших советских людей, так называемых «совков», нарисованных на совках деревянных. Среди них – всем известные люди, как например, совок ВОВА, люди, которые известны только художнице, и вымышленные персонажи – такие как РАСПУССИН – гибрид Распутина и Пусси Райот.
На выставке в Лондоне также представлены работы, в которых отражена и личная тема художницы – ее семейное “Дерево Жизни”, где переплелись корнями и ветвями два дерева, русское и еврейское, а в ворохе листьев под ними проступают надписи на русском и английском. Подобно библейской родословной, но в личном семейном ключе: Наум родил Давида, Давид родил Симу; …и имя жены его было Сима.
Сатира, ирония и подтрунивание над «совковостью» продолжают быть темами ее творчества, в чем можно убедиться, зайдя на ее сайт http://www.artsima.com/.
О выставке: https://www.artrabbit.com/events/sima-vassilieva-retrospective