Заглавное фото из балета «Холодная стрела»/«Игра Го» – © Zhang He-Ping
Фестиваль Tel Aviv Dance 2017 в Центре сценических искусств Сузан Далаль со 2 августа по 31 октября
Игра Го известна многим, но далеко не все знают ее правила и умеют играть в Го. А как насчет того, чтобы станцевать Го?
В прошлом году на фестивале Tel Aviv Dance выступал ансамбль современного танца Beijing Dance/LDTX. Выступал настолько интересно (необычно, запоминающе и если кратко, то – wow!), что никто не удивился узнав, что этот ансамбль вновь приглашен в Израиль на тот же фестиваль Тel Aviv Dance уже этого – 2017 года – с постановкой с двойным названием: «Холодная стрела»/«Игра Го» в хореография Жао Лиан и Ма Бо.
Первая в истории современного Китая независимая танцевальная компания, действующая без правительственной поддержки Beijing Dance / LDTX (Пекинская группа современного танца / «В Поднебесной звучит гром») была основана в 2005-м году известным китайским постановщиком современного танца Вилли Цао и хореографом Ли Ханьджун – наиболее влиятельными фигурами в области современного танца в Китае. Название ансамбля LDTX – это аббревиатура из слов известной китайской пословицы: «В Поднебесной звучит гром». Владея отличной техникой, 15 танцоров ансамбля, способные передать языком движения глубокие чувства и даже определенную философию, легко и уверенно переходят от захватывающего дух синхронного танца к полному хаосу. Их представления – поэтические метафоры движения жизни – насыщены аллюзиями из китайской культуры. Их танец – это иероглифы, переведенные с китайского на язык движения, на язык contemporary dance, в сфере которого труппа LDTX стала уже весьма заметной и что интересно – каждый сезон демонстрирует 2-3 новые постановки стиля contemporary dance. Так что за прошедшие годы Beijing Dance стал еще одним экспортным китайским продуктом. Когда-то эта труппа начинала с гастролей по Азии, но за последние годы покорила и Европу.
«Жизнь похожа на осажденную крепость, требует от нас шагов, больших и малых. Часто все, что мы видим, мы видим черно-белым, хорошим или плохим» – говорят создатели этого спектакля, сумевшие на основе китайской исконной стратегической игры Го и музыки американского бас-музыканта Дэвида Дарлинга, создать современный сильный балетный спектакль, с танцорами, двигающимися на гобане (доска для го) так же, как каждый из нас движется в людском потоке повседневной жизни. Этот спектакль наполнен глубоким культурным и метафорическим смыслом: настольная игра увеличена до размеров сцены, на черных и белых клетках которой размещаются танцоры – фишки в игре жизни, хорошие и плохие, положительные и отрицательные, «черные» и «белые». На гобане они – как в осажденной крепости постоянно сталкиваются с выбором и борьбой. Их реакции меняются, но мир вокруг неизменен и продолжает балансировать между черным и белым. Премьера этого спектакля прошла более 10 лет назад – в 2006-м году в Пекине, но он по-прежнему актуален, и по-прежнему блестяще и необыкновенно танцуют его участники.
Отрывки из балета «Холодная стрела»/«Игра Го», который будет показан на фестивале в Тель-Авивском центре Сузан Далаль 12 августа в 17:00 и 21:00, можно посмотреть на сайте: https://vimeo.com/194769935.
Не менее экзотический спектакль приезжает на фестиваль «Тель-Авив Данс» и из Гонконга. Называется он «365 Ways of Doing and Undoing Orientalism», поставлен силами City Contemporary Dance Company, которым уже 40 лет руководит знаменитый хореограф Вилли Цао – тот самый, кто стал также одним из основателей и Beijing Dance / LDTX.
«365 Ways of Doing and Undoing Orientalism» – «365 способов принятия и неприятия Востока» – балет-размышление о традициях и культурных перспективах. Что такое Азия для Европы и Америки? Что вы представляете, когда сталкиваетесь с понятием Восток? Что такое каллиграфия, фен-шуй, палочки для еды, Мандаринское платье, боевые искусства, длинные рукава, драконы и кто такой Будда? Что такое медитация и кто такие йоги? Эти понятия перестали быть экзотикой, но правильно ли мы понимаем хитросплетения узоров «восточных» элементов? Большое сомнение, что правильно. Какой смысл вносим мы в эти термины и что за ними стоит на самом деле? Ответ – на сей раз в балетном спектакле, который будет показан на фестивале «Тель-Авив Данс» три раза – 28, 29 и 30 августа.
CCDC — форпост современного танца Китая. Вилли Цао основал эту труппу в Гонконге еще в 1979 году. Репертуар ее – исключительно местного производства: кроме самого руководителя балеты для CCDC ставят еще четыре хореографа. Китайский contemporary dance может показаться пафосным или чересчур просветительским, «для всех» – недаром спектакли этой труппы ежегодно видят до 100 тысяч человек, и еще 30 тысяч посещают занятия в специально созданной школе. В балетах CCDC много аллегорий, символов, много духов и оборотней, барабанного боя с завораживающими ритмами, много речитативов и аллюзий, мифологи и наивности, медитативности и современности, истории древнего Китая и нового пластического языка. В целом – много китайской философии и цивилизации. И хорошо, что так! Потому как нам объясняют, что западное восприятие восточного танца – стереотип.
Спектакль «365 способов принятия и неприятия Востока» (Даосская философия и «Книга мудрости» в танце) разделен на три части:
В первой части «Земля, Вода, Огонь, Воздух», рассказывается о четырех элементов Вселенной: Земле, Воде, Огне и Воздухе. Вторая часть «Весна, Лето, Осень, Зима» построена в соответствии с четырех сезонам года: «Осень» – это китайская опера; «Весна» – фольклорный танец, «Лето» – революционный балет; «Зима» – сопоставление современного китайского танца и традиций. Третья часть «Небытие, Человечество, Небо, Пустота» – это балетная попытка приблизиться к восточной философии, к понятию небытия, к объединению природы и человека. Так что на сцене будет и дождь, и огонь, и масса странных персонажей. Будут красные зонтики и цветы, маски и танец дракона, сад Дзен и иероглифы. Будет непривычный нам балет – так на то и фестиваль, чтобы видеть новое и непривычное.
Скачать брошюру с программой фестиваля можно здесь
Заказ билетов – на Интернет-сайте: https://www.suzannedellal.org.il/en/
или в кассе Центра сценических искусств Сузан Далаль по телефону 03-5105656.
И в кассе «Браво»
Текст подготовила Маша Хинич. Все фотографии (© Zhang He-Ping и © Conrad Dy-Liacco) предоставлены Центром Сузан Далаль