Заглавное фото: дирижер Джошуа Рифкин. © רוסטאם באראמוב
Иерусалимский оркестр барокко исполняет «Страсти по Иоанну» в рамках фестиваля Баха в зале ELMA в Зихрон-Яаков
Дирижер: Джошуа Рифкин
Солисты: Керен Моцри – сопрано, Авиталь Дери – контральто, Рихард Реш – тенор, Дрю Сантини – бас-баритон. Суббота, 23 марта, в 20:30, зал «Эльма», Зихрон Яаков.
Центральным произведением четвертого фестиваля «Бах в Иерусалиме», проводимого Иерусалимским оркестром барокко, стали «Страсти по Иоанну» – произведение, которое также будет исполнено в центре искусств ELMA в Зихрон-Яакове. Фестиваль «Бах в Иерусалиме», относится к числу важнейших музыкальных событий в Израиле, привлекающих к себе меломанов всей страны. Фестиваль, приуроченный к 334 дню рождения И.С. Баха, продлится пять дней. В его программе – концерты, представления, лекции, научный симпозиум и выставка, на которой будут представлены экспонаты из дома-музея Баха в Айзенахе, посвященные творчеству Баха и его влиянию на мировую музыку.
Фестиваль, который в этом году пройдет с 22 по 26 марта, был основан Иерусалимским оркестром барокко и его художественным руководителем Давидом Шемером, который является также художественным руководителем фестиваля. Большая часть концертов будет исполнена музыкантами Иерусалимского оркестра барокко и приглашенными солистами из Израиля и из-за рубежа в зале ELMA 23 марта.
Баху приписывается пять «Страстей»… Однако до нашего времени в полном виде дошло два произведения: «Страсти по Иоанну» – первый опыт Баха в написании пассионов – и «Страсти по Матфею». «Страсти по Марку» дошли только в виде текста. Музыкальный жанр Страстей (на немецком – Passion, пассионы) складывался на протяжении многих столетий. Содержание пассионов – это описание последних дней жизни Христа. Отсюда и название – страсти, то есть страдания, муки, боль, душевная скорбь. Первоначально, в Средние века, соответствующие главы Евангелия в католической церкви читались на латыни в течение Страстной недели. С 14 века рассказ Евангелиста «распевался» тенором, басу поручались слова Иисуса, солистами выделялись реплики Иуды, Петра и Пилата. Поначалу для распевания текста использовались напевы григорианского хорала. Позднее музыку стали сочинять композиторы. Из католического богослужения традицию исполнения пассионов заимствовала немецкая протестантская церковь. Жанр развивался, кроме евангельского текста в пассионы подчас включались стихи, создавалось либретто. Наряду с хором и солистами значительное место занял оркестр. Пассионы все более приближались к оратории.
Страсти по Иоанну состоят из 68 номеров, разделенных на две части – предположительно, Бах создал Страсти по Иоанну в 1722-1723 годах, то есть в то время, когда еще жил в Кётене при дворе князя Леопольда.
После того, как музыка Баха была почти забыта на протяжении почти 75 лет, Мендельсон вновь привлек к ней внимание, когда в 1829 году исполнил «Страсти по Матфею» и несколько лет спустя – в 1833 году, впервые со времен Баха – «Страсти по Иоанну». С тех пор эти два великих сочинения исполняются в концертных залах всего мира, в том числе и в Израиле, несмотря на изредка раздающиеся идейные или религиозные возражения.
Однако выступление Иерусалимского оркестра барокко под руководством дирижера Джошуа Рифкина обещает стать исключительным событием в музыкальном мире страны, так как «Страсти по Иоанну» будут исполнены в редакции, максимально приближенной к замыслу Баха. Четыре вокалиста, ведущие исполнители музыки Баха в мире, исполнят как сольные партии, так и хоровые – как это было принято во времена Баха.
Джошуа Рифкин – американский дирижер, музыковед и исследователь музыки эпохи барокко, Ренессанса и творчества Баха. Рифкин – автор многих академических трудов и публикаций, посвященных Баху и музыке ренессанса, а также записей музыки от века 15-го до 21-го. Еще в 1978 году он основал в США «Ансамбль Баха», чьи записи удостоены многих призов, в том числе и «Золотого граммофона». В настоящее время он также (вместе со своим «Ансамблем Баха») руководит фестивалем музыки Баха в Арнштадте в Германии – Bach Festival Arnstadt.
Сопрано Керен Моцри и меццо-сопарно Авиталь Дери – известные израильские исполнительницы. Керен Моцри поначалу изучала игру на альте, но позже закончила Национальную Оперную академию Нидерландов. В ее репертуаре – музыка от эпохи Ренессанса до 21 века. Керен Моцри участвует практически во всех европейских оперных фестивалях.
Авиталь Дери – выпускница Иерусалимской академии музыки – с 2009 по 2012 год регулярно выступала в ансамбле «Солисты Баха – Иерусалим». Она также выступала со всеми оркестрами Израиля, пела в Парижской Опере и дополнение к своей музыкальной деятельности учится на степень магистра по физике в Институте Наук имени Вейцмана.
Немецкий тенор Рихард Реш уже неоднократно выступал с Иерусалимским оркестром барокко. Рихард Реш в детстве пел в хоре мальчиков старейшего в Баварии Регенсбурского собора. Далее – учеба в классах фортепиано, классического вокала в Леопольд-Моцарт-Центре (Аугсбурский университет). В консерватории Базеля (Schola Cantorum Basiliensis) Рихард с увлечением изучает старинную и камерную музыку. Сегодня он лауреат многих международных конкурсов, обладатель специальной «художественной премии» города Аугсбурга. Сотрудничает с выдающимися дирижерами и оркестрами, дает мастер-классы в США и странах Европы.
Канадский бас-баритон Дрю Сантини – частый гость оперных театров и концертных залов. Немалая часть его выступлений проходит именно с оркестрами барочной музыки. Сантини регулярно выступает с голландской ассоциацией Баха, с которой он записал все редакции «Страстей по Иоанну» Баха. Он также записал кантаты Баха с оркестром барокко La Band Montreal и с бельгийской группой BachPlus. В 2014 году он основал вокальный квартет Damask, с которым исполняет квартеты 19-го века в сопровождении фортепиано. Сегодня он живет в Гааге в Нидерландах.
И.С. Бах. «Страсти по Иоанну»
Иерусалимский оркестр барокко
Дирижер: Джошуа Рифкин
Солисты:
Керен Моцри – сопрано,
Авиталь Дери – контральто,
Рихард Реш – тенор,
Дрю Сантини – бас-баритон.
Хор солистов
Суббота, 23 марта, в 20:30, зал «Эльма», Зихрон Яаков.
Заказ билетов в кассе «Браво» https://bestbravo.co.il/announce/62055, или на сайте https://elmaticket.elmahotel.co.il/, а также по телефону 077-2019573
*****
Отель ELMA в Зихрон-Яакове – особенное место. И не только потому, что он необычайно комфортабелен и расположен в красивом месте на склоне горы напротив моря, не только потому, что в его истории отражена история Зихрон-Яакова, но и потому что этот дизайнерский отель – еще и центр музыки и искусств, культурный комплекс. В его коридорах расположена постоянная экспозиция коллекции произведений искусства владелицы ELMA Лили Эльштейн. В галереях гостиницы проходят выставки, а в двух ее концертных залах – «Куб» и «Эльма» – концерты классической и камерной музыки, джаза и израильского рока, вокала и перкуссии. Зал «Куб» предназначен также для лекций, вечеров стенд-апа, для концертов этнической и экспериментальной музыки, клубных встреч. Зал «Эльма» – вместилище классических вечеров, и центр музыки и искусств ELMA предлагает несколько классических абонементов, в том числе и органной музыки.
Программа концертов в ELMA на сайте https://www.elmahotel.co.il/special-offers
Сайт отеля ELMA в Зихрон-Яаков – https://www.elmahotel.co.il/
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии предоставлены Центром искусств ELMA и Иерусалимским оркестром барокко
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting