Это всегда выглядит немножко фантастикой. Я стою за кулисами. Вот только что мимо пробежали две смешливые девчонки в джинсах и майках, захихикали при виде парня, который смущенно приглаживает волосы, пытается выглядеть естественно, говоря на телекамеру, но при этом все равно ужасно стесняется.
Но проходит каких-то пятнадцать минут, я сижу в зале и вижу совсем других людей – девчонки превращаются в статных красавиц в черных вечерних платьях, парень – в джентльмена с бабочкой и строгом костюме. В руках у них скрипки, лица сосредоточенные и серьезные. Они поднимают инструменты, замирают, глядя на дирижера, и одновременно начинают играть. По залу летят волшебные звуки Моцарта, которые совсем никак не могут быть рождены обычными земными людьми.
Я на репетиции первого из целой серии израильских концертов коллектива «Виртуозы Киева» под руководством Дмитрия Яблонского. Шестнадцать молодых музыкантов играют музыку, которую невозможно не любить, которой невозможно не радоваться – Моцарт, Бах, Григ, Шуберт, Чайковский, Шостакович, Вивальди, Гершвин, Пьяцолла. Самые любимые и узнаваемые мелодии, нежные, мощные и стремительные, от которых замирает сердце у каждого, а не только у завзятого любителя классики.
Не знаю, что делает с этими музыкантами знаменитый виолончелист и дирижер Дмитрий Яблонский, но играют они удивительно ярко и живо, от них буквально идет солнечная добрая энергия. Ее подхватывает Ница Шауль, которая предваряет каждое произведение небольшой историей. Эта женщина – настоящий праздник. Говоря о классической музыке и о композиторах, она буквально светится – улыбается, смеется, иногда пританцовывает, так что, глядя на нее, невозможно не улыбаться. Рассказывает она просто и образно, так что слушать ее будет интересно взрослым и детям (а для детей приготовлена специальная серия концертов под названием «От Баха до Андерсона»).
В детстве я, как и многие из вас, ходила на абонементные концерты в Филармонию. Потом и детей своих по традиции, водила. То, что сделали Яблонский и Ница Шауль очень похоже, но только ярче и веселее, так что даже самый хулиганистый ребенок наверняка очаруется всем, что происходит.
А происходит, надо сказать, много необычного. На большом экране плывут пейзажи (если играют Моцарта – то Австрия, например). А во время исполнения Баха, на сцене появилась танцовщица в разноцветном пышном платье, которое к тому же светилось изнутри. И это было так неожиданно и, на удивление, гармонировало с музыкой, что все присутствующие ахнули от восторга. Она танцевала, меняла наряды, а в один из кульминационных моментов музыки неожиданно «выросла» и оказалась в два раза выше. Я даже и не поняла, как у нее это вышло.
А когда на сцену вышла скрипачка Жанна Гандельман (она много лет работает в Иерусалимском симфоническом оркестре), когда она вместе с оркестром сыграла «Лето» из «Времен года» Вивальди, у меня захватило дух. Все-таки шестнадцать струнных, играющих эту фантастическую музыку – это что-то невероятное по силе, энергии, эмоциональному заряду.
«Спасибо, маэстро, – сказала Ница и поклонилась Дмитрию Яблонскому, – спасибо за то, что вы теперь в Израиле». Да, известный виолончелист, сын знаменитой пианистки Оксаны Яблонской, обладатель внушительного списка международных наград, выступающий с лучшими мировыми оркестрами во всех странах мира, теперь гражданин Израиля и профессор «Школы имени Бухмана-Меты» в Тель-Авиве. Кроме того, он остается главным дирижером «Виртуозов Киева», намерен создавать с ними интересные музыкальные проекты – и показывать их в Израиле, конечно. Так что нам всем повезло, я уже объявила детям, что они будут и здесь ходить на абонементные концерты, слушать настоящую музыку.
Когда репетиция закончилась, музыканты пошли отдыхать перед концертом, опять стали обычными – болтали и смеялись, подкрашивали губы и делали селфи. И только тот самый парень, первая скрипка, все стоял на сцене возле пюпитра с нотами, и повторял несколько тактов, не обращая внимания ни на кого, не останавливаясь, не сбиваясь, не опускаясь на землю.
Расписание концертов – http://bestbravo.co.il/announce/54100
Все фотографии – © Сергей Демьянчук