Заглавная иллюстрация: יעל בלבן, ללא אשמה, 2021, רפידוגרף ואקוורל על נייר. צילום- ורהפטיג ונציאן. Яэль Балабан. Невиноватые. 2021. Рапидограф и акварель на бумаге. Фотография – Верхафтиг Ванчян
23 мая 2022 года в Художественном музее Негева открывается выставка «Передвижения». Куратор: Нирит Дахан. Выставка продлится до 3 сентября 2022 года.
Напряжение между искусством и движением проходит красной нитью через всю экспозицию и связывает произведения в определенном пространстве и в данном времени.
Художники на выставке решили увековечить движение и танец, которые перекликаются с разными эпохами и выражают культ, конфликт и близость.
«Танец – это невербальная форма репрезентации и выражения, – говорит Нирит Дахан, куратор выставки. – В центре танца находится субъективное и эстетическое положение тела и придание формы движению. Человек – это сила, движущаяся во времени и пространстве. Степень, в которой он способен контролировать силу своего движения по отношению ко времени и пространству, определяет успех его действия».
Некоторые художники стремятся исследовать отношения между движением и стагнацией, динамикой и застылостью, между человеком и природой, между телом и материей.
В работах Бара Фрума, Эйлат Карми и Мейрав Хейман движение застывает в объекте, и это поднимает вопросы о размерности времени по сравнению с размерностью материи.
В центре творчества Эйлат Карми и Мейрав Хейман находится объект и скульптор, предоставляющий научный инструментарий. Круговое движение, создаваемое исследователем, блуждающим по объекту с прибором, в сущности – отголосок изысканий, направленных на то, чтобы понять Природу во всех ее проявлениях.
Круговое движение позволяет исследовать пространство и его мельчайшие части, а десятки световых пятен мечутся по телу экспериментатора и вокруг него в бесконечном танце света.
Точно так же Бар Фрум в своих работах использует большой объект из дерева. Он обнажает дерево и, таким образом, показывает выпуклую и вогнутую поверхность, имитируя долины и холмы. В этом процессе он замораживает моменты времени: момент соприкосновения тела и деревянной поверхности создает в пространстве разные композиции, начиная с движения и заканчивая его замиранием в пространстве. Эта работа приглашает зрителя воспользоваться возможностью стать активным участником: потрогать поверхность, наступить на нее, полежать на ней и посмотреть на нее сверху.
Еще одна работа, приглашающая зрителя к взаимодействию – работа Асафа Грубера. Грубер вылепил и вырезал десятки цветных шаров для боулинга. Шары разложены в виде «лабиринта», что создает иллюзию движения, к которому присоединяются передвижения зрителей, вынужденных пробираться сквозь связки шаров.
Необходимость движения отражена и в работах Яэль Балабан. Хотя танцевальный аспект виден в образах танцовщиц, но есть в этих работах и скрытое движение – движение самой художницы, использующей технику рапидографа.
Она неоднократно повторяет символ из ее советского семейного прошлого – подписание документа о реабилитации ее деда, спустя многие годы после его казни по обвинению в государственной измене. Порядок и повторяемость работы рапидографа контрастирует с беспорядочными цветными пятнами.
Такая двойственность наблюдается и в творчестве Ронена Шахарабани.
С одной стороны банка – обычная повседневная вещь. С другой стороны, пространство, выражающее попытку создания новой экосистемы с новыми законами, не зависящей от внешних условий. При перемешивании сред, напоминающих снежинки в хрустальном шаре, внутри стерильного пространства возникает своеобразная бетонная стена. В отличие от свойств бетона как статического объекта, стена вращается. Начинается процесс смешивания, который позволяет конструкциям перемещаться из стороны в сторону. Фигуры, появляющиеся по обеим сторонам стены, завершают ее движение и, таким образом, ставят вопрос о том, являются ли они источником силы, вращающей стену? И смогут ли они пробить бетонную преграду и встретиться? В конце процесса образы исчезают, уменьшаются в размерах, а банка возвращается в исходное состояние, при этом базовый материал как бы взрывается и снова распадается на частицы, которые, в свою очередь, создают новую экосистему.
Образы Хилы Бен-Ари о напряжении и задержке также спровоцированы измерением времени и гравитации в том, что кажется предложением остановить их обоих.
Бен-Ари заставляет зрителя внимательно наблюдать, следить за напряжением, дыханием, мускульными усилиями объектов почти в человеческий рост.
Работа Майи Зак также просит зрителя высказать свое мнение через призму человеческих усилий придать форму и порядок реальности при процессах обучения и управления. В среде, где, казалось бы, все идет по плану, возникает осечка и вдруг нарушается порядок.
Участники выставки: Рои Эфрат, Эйтан Буганим, Яэль Балабан, Хила Бен-Ари, Раайя Брукенталь, Асаф Грубер, Мейрав Химан и Эйлат Карми, Майя Зак, Бар Фрум, Ронен Шахарабани и Янир Шени.
******
Выставка «Передвижения»
Художественный музей Негева, 23 мая – 3 сентября 2022 г.
Ха-Ацмаут, 60, Беэр-Шева | Телефон: 08-6993535, https://negev-museum.org.il/
https://www.facebook.com/negevmuseumofart/
Часы работы Художественного музея Негева:
Понедельник, вторник и четверг 10:00-16:00,
Среда 12:00-19:00
Пятница и суббота 10:00-14:00
Текст и иллюстрации – по материалам пресс-релиза