Cегодня утром прошло открытие выставки «Сокровища музея – 80 лет» в Музее «Мишкан ле-Омануёт» в кибуце Эйн-Харод. Гостей и посетителей было полно, в залах и галереях шумно, но я приехала за час и осталась еще на час после того, как все разошлись, и потому на моих фотографиях – довольно пусто. Так что удалось посмотреть экспозицию несколько раз: еще в процессе ее подготовки месяц назад, сегодня утром в пустых залах, затем вместе со всеми и еще раз всё обойти, когда в музее вновь стало тихо, хотя выставка в нем такая, что многолюдно должно быть все время. И посмотреть выставку надо будет еще не раз – перед каждой картиной хочется застыть, каждую скульптуру обойти. И не только потому, что все они хороши и прекрасны, а потому что за каждой картиной и каждой скульптурой скрыт ее фон – судьба художника, его рассказ, его жизнь. Небольшая часть работ были видены ранее на сборных выставках в других музеях, имена многих художников знакомы, но значительная часть экспозиции представлена публике пусть не впервые, но не выставлялась многие десятки лет, хранясь в архивах и запасниках. Имена-вехи израильского искусства (Ардон, Бергнер, Купферман, Ори Рейзман, Нафтали Безем – это мои любимцы, а все перечислены в каталоге) перемежаются с менее знакомыми, но все они – и имена и работы – поразительны тем, что составляют историю искусства еврейского и израильского.
И есть таблички, заставляющие сердце на секунду остановиться: родился тогда-то в Польше, на Украине, в Белоруссии –погиб в 1940-х годах в лагере смерти. И есть картины Левитана, Фалька, гравюры Шагала. И истории о том, как они оказались в музее. И история Хаима Атара (Хаима Аптекаря, родившегося на Украине и 20-летним юношей с третьей алией приехавшего основывать кибуц Эйн-Харод), с ателье которого начался музей. На открытии выступал его внук, а потом показали короткий документальный фильм: в нём о Хаиме Атаре вспоминали глубокие старики – те дети, которые были его моделям в 1930-е годы. Их портреты висят в одном из залов музея – и в них чувствуется влияние Хаима Сутина. Атар и Сутин приятельствовали в 30-е годы в Париже и не случайно юбилейный год в музее завершится осенью 2019 года выставкой Сутина.
А те, не попавшие на вернисаж; те, кому лень было ехать час 15 минут от Тель-Авива, знайте – выставка продлится еще 4 месяца. На ней – около 300 работ. В самом кибуце можно также посетить “Бейт-Штурман” – краеведческий музей, один из первых в Израиле, открытый в 1941 году. Напротив Эйн-Харод – Ган-Гуру с кенгуру и Ган ха-Шлоша с бассейнами, а рядом в кибуце Нир-Давид – отличный археологический музей Средиземноморья. Раскопки Бейт-Шеан – в 15 минутах езды. Гора Гильбоа – в пяти, кибуц Бейт-Альфа с его синагогой и мозаиками и кибуц Хефциба с его японскими садами – в 10 минутах. Еще 15 минут – до археологического музея в кибуце Эйн-Дор. Еще 10 минут – и вы на горе Тавор. Чуть дальше на север – кибуц Ашдот-Яаков, и в нем тоже музей. По дороге из Тель-Авива и Хайфы можно заехать в Мегидо и в музей Уилфрид в кибуце ха-Зореа. Ресторанов вокруг не счесть. В кассе музея выдают удобную табличку с названиями, адресами и телефонами ресторанов. Из магазина музея с пустыми руками не выйти – десятки наименований каталогов по смешным ценам. Библиотека музея – как нырнете на целый день, так только на следующий вынырнете. В самом Эйн-Харод (и вокруг) есть циммеры. И есть еще музей-ателье Хаима Атара.
Приезжайте, смотрите, гуляйте, вкушайте. Расписание экскурсий можно найти на сайте музея. Расписание экскурсий на русском языке будет публиковаться вот здесь https://www.facebook.com/events/2204829006471055/.
Те, кто на праздники остается в Израиле – устремляйтесь в Эйн-Харод. Вот так!
О выставке –подробнее: https://www.israelculture.info/ein-harod-80/
Сайт музея – http://museumeinharod.org.il/
Часы работы выставки: с воскресенья по понедельник – с 9:00 до 16:30; по пятницам и в канун праздников – с 9:00 до 13:30; по субботам и по праздникам – с 10:00 до 16:30.
18 и 19 сентября – в канун Йом Кипур и в Йом Кипур – музей закрыт.
Тел.: 04-6485701; 04-6486038
Маша Хинич