В Израиле много лет, начиная с 1993 года, существовала прекрасная балетно-театральная труппа Инбаль Пинто и Авшаломо Полака – пары в жизни и на сцене, но как-то иногда случается, их брак, распался. Распалось и творческое сотрудничество: Инбаль Пинто осталась с прежней труппой, а Авшалом Полак год назад создал свой театр движения, еще один театр балета. В конце декабря – начале января в Тель-Авиве прошла премьера его новой работы – «Крамп» («Krump»), в которой четко видны и прежние совместные идеи и наработки и то, что теперь стало ассоциироваться с режиссурой и хореографией только Авшалома Полака. «Крамп» – сюрреалистическая, сказочная (но это не самая добрая сказка на свете) постановка, где вопросов задается больше, чем дается ответов, где зрителям предлагают отправиться на поиски истины вместе с исполнителями в мрачном, неуютном, пугающем мире, созданном танцем, движением, светом, костюмами, самой идеей.
Идеей о том, что власть безнаказанна, что противодействие ей подавляется, а восставшие свободолюбивые ищущие смысла личности превращаются в крыс в туннелях, в послушных рабов правителя, в руках которого сосредоточено всё – сила, золото, мощь уверенность в своей безнаказанности. Он меняет мораль, меняет ценности. Он – это а-ля Людовик в парике и в расшитом камзоле, развалившийся в кресле на просцениуме. Изредка лениво встающий, хлопающий в ладони, щелкающий пальцами. И по мановению это щелчка меняется мир…
Он – это актер Цвика Фишзон, переходящий из труппы Инбаль Пинто к Авшалому Полаку и обратно. Без него, без его спокойной, даже отстраненной манеры держаться на сцене, не обходится ни один спектакль Пинто-Полак, вместе и поврозь. Цвику Фишзона поделить не смогли, как, впрочем, не смогли поделить и характерные движения, силуэты костюмов, привычные аксессуары, даже выработанную годами особую походку танцовщиков, жесты. Но Авшалом Полак нашел свою линию, показав процесс формирования и распада личности, рождения и смерти, расцвета и разногласий. Есть ли здесь параллели с его личной историей? Да, безусловно, но он смог уйти от взаимных счетов в сторону обобщений, в сторону заманивающей театральности и поставить пусть сюрреалистическое, даже фантастическое, но жесткое зрелище о силе, о власти, о подмене понятий и о том, что судьба не всегда бывает благосклонна.
Практически бестелесные существа, обитатели моря, постепенно превращаются в людей, в идеалистов, а затем врагов того самого правителя, который развалившись в кресле наблюдает за происходящим у подножия трона. Он уверен в себе, он точно знает, что всегда будет так, как он хочет, что мир был, есть и будет таким, как надобно, удобно и угодно ему. Как нарисует придворный живописец… Балет это состоит из многих картин: будто художник стоит перед мольбертом и один за другим покрывает рисунками листы бумаги – сцена за сценой, ситуация за ситуацией. Появляются новые образы, персонажи, крысы… Появляется наивность, любопытство, созидающая забота, разрушительная жестокость. Но в следующей сцене листы срываются, сминаются, отбрасываются прочь. Так же как срываются костюмы и маски, парики и камзолы. И в результате исчезают всё и все, только на Людовика сверху проливается кровавый дождь, но его это питает и наслаждает. Авшалому Полаку удалось создать свой уникальный, безжалостный и выразительный мир на грани колдовства и волшебства. Посмотрите эту мрачную балетно-театральную сказку в поисках скрытого смысла: ближайшее представление пройдет 29 января в Гейхал ха-Тарбут в Модиине.
Страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/AvshalomPollakDanceTheatre
Маша Хинич. Фотографии (© Авшалом Полак) предоставлены Театром танца Авшалома Полака.