Четыре спектакля в рамках абонементного цикла «Махоль бэ-Мишкан» в Тель-Авивском Центре сценических искусств с 20 по 23 июля 2016 года.
Изощренная смесь, претворенная в хореографии и показанная сквозь увеличительное стекло музыки мира, Вивальди, Баха, песен Принса и Стива Уондера и составляет основу театра танца «Complexions» – современного балета, основанного двумя бывшими ведущими солистами группы Элвина Эйли – Дезмондом Ричардсоном и Дуйатом Роденом, руководящим «Complexions» по сей день в присущей ему супер-энергичной манере управления и хореографии – такой, которую газета New-York Times сравнивает с извержением кипящей лавы. «Музыкальность, инновативность, превосходное использование пространства сцены и способность рассказывать историю на сцене – все эти качества делают Родена одним из лучших среди современных хореографов» – это уже The LA Times. Стремительность, красота движения, современной балет – таково кредо этого театра, создавшего целое направление современного танца. Энергия танца этого ансамбля заразительна, зашкаливает. Впрочем, в Нью-Йорке многое зашкаливает: от расстояний до высоты небоскребов.
Дуайт Роден и Дезмонд Ричардсон работали вместе не только на балетной сцене, но и с Мадонной, Принсом, Лени Кравицем. Театр «Complexions» они основали в 1994 году. Проект получился настолько необычным и самобытным, что сразу же привлек внимание не только зрителей, но и поддержку главного ценителя «грязных танцев» актера и танцора Патрика Суэйзи, который со дня основания труппы и до дня своей смерти являлся неизменным продюсером «Complexions Contemporary Ballet» и поддерживал Дуайта Родена, привнесшего в хореографию интересную остроту уличной культуры. Роден взял технику балета и разрушил правила. Он сделал балет сексуальным, возбуждающим и веселым. В его па-де-де вы видите такие отношения между мужчиной и женщиной, о которых можно только мечтать. Дезмонд Ричардсон охотно принял эту хореографию и стал работать с ней.
Дуайт Роден – один из самых востребованных хореографов современности. Помимо создания хореографии для своей труппы он также работает с Цирком Дю Солей, ставил шоу для Принца и Ленни Кравица, а также танцевальные сцены для голливудских кинофильмов, разработав свою концепцию балетного пост-модернизма. Дуайт вообще большой любитель танцевальных экспериментов.
Дуайт Роден начал танцевать в 17 лет: для классики поздно, для модерна еще можно. Он изучал драму, затем стал танцевать в ансамбле современного танца в Монреале и в группе «Дайтон», позже стал солистом у Элвина Эйли. Создав «Complexions», он тем самым создал свою хореографию, ставя спектакли и для других ансамблей — более 60 работ — в том числе и для «Нью-Йорк Сити Балле» и хореографического ансамбля Гарлема. Роден ставил хореографию также для кино и театра.
Коллектив «Complexions» не ставит перед собой задачи показывать на сцене проблемы современности. Философия этого театра – именно красота в движениях, которые каждый раз изобретаются заново в свободном стиле согласно девизу основателей коллектива Дуайта Родена и Дезмонда Ричардсона: «Танцуйте, если вы разбиты и связаны, танцуйте в своей борьбе, танцуйте, если вы абсолютно свободны!». Недаром слово сomplexions, обозначает «виды и аспекты» – виды и аспекты современного танца. Дуайту Родену не мешают условности, аксиомы движения и законы сцены: он изобретают все заново. Есть еще один перевод на русский слова сomplexions – цвет лица: у этой труппы на сегодня лиц много, и они разных цветов.
Как и многие современные труппы, Complexions — это ансамбль солистов, состоящий из 15 темпераментных и пластичных танцовщиков, и у каждого артиста труппы есть свой сольный номер, где внимание уделяется внешнему лоску, чистоте линий, красоте тела, виртуозности. Наболевшие политические проблемы и философские вопросы на сцену не выносятся – речь идет об аспектах движения и танца, скульптурной красоте тела и силе зрелища. Хотя справедливости ради стоит уточнить, что в 2004 году в Университете Миссисипи Дуайт создал проект «Расовое Примирение», который был признан катализатором диалога в обществе, исторически разъединенным.
Хореографию Родена относят к «третьему направлению» в мировом балете. Первое – классический балет (Петипа, Баланчин), второе – танец модерн (Марта Грам, Марк Моррис) и третий – путь, когда оба направления взаимодействуют друг с другом. Классический балет и танец модерн влияют на развитие «третьего направления», но последнее продолжает развиваться, не влияя на первые два. Роден использует при создании своей хореографии как школу классического балета, так и пластику танца модерн, и даже акробатику, смешивая в своих композициях всё со всем – черный джаз с белым модерном, латиноамериканские страсти с классической строгостью, свободу с энергией, скоростью, гибкостью и эмоциональностью.
Программа «Complexions» в Израиле в июле 2016 полностью посвящена хореографии Дуйата Родена, кроме одного номера, поставленного израильским хореографом Идо Тадмором.
Линк на видео:
Сайт Complexions Contemporary Ballet: http://www.complexionsdance.org/
Сайт Тель-Авивского центра сценических искусств:
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=892&ArticleID=3508.
Заказ билетов: http://kassa.bravo.org.il/announce/Complexions-Contemporary-Ballet
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Complexions Contemporary Ballet