fbpx
Выставки

Тигист Йосеф Рон. Белая бумага, черная внутри

Верхняя иллюстрация:  Тигист Йосеф Рон. Атлит. 2019. Кредит фотографа – Эльад Сариг.   טגיסט יוסף רון. עתלית, .2019  צילום אלעד שריג . Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств


В начале сентября, еще успели до второго карантина, в Тель-Авивском музее искусств открылась выставка художницы Тигист Йосеф Рон – лауреата премии Хаима Шиффа за 2019 год в области фигуративной и реалистичной живописи, 37 работ углем.

О премии, Хаиме и Дуби Шиффе и об их коллекции написано уже десятки раз, информация легко всплывает в сети (повторю ее в конце текста для ленивых). Одно из привлекательнейших условий подачи заявок на конкурс – то, что в течение года получивший/шая первую премию художник/ца получает стипендию, а через год ему/ей устраивается персональная выставка в Тель-Авивском музее искусств (в совет директоров которого входит Дуби Шифф) и выпускается бумажный каталог, что немаловажно, как напоминание на физическом, пусть и поддающемся тлену, печатном носителе о днях прекрасных. Ведь персональная выставка в Тель-Авивском музее –  это же прекрасно. Да и сама выставка, а не только факт ее проведения – прекрасна. Как и сама Тигист Йосеф Рон и ее работы. Но вот их темы и настрой – печальны, под стать сегодняшнему дню.

. טגיסט יוסף רון. יעלמוורק, 2015 (צילום אלעד שריג)

. (טגיסט יוסף רון. יעלמוורק, 2015 (צילום אלעד שריג. Тингист Йосеф Рон. Яэль Моверк. 2015. Кредит фотографа – Эльад Сариг.  Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств

Тигист Йосеф Рон, родившаяся в Гондэре в Эфиопии в 1977 году, попала в Израиль в 1984 году в возрасте 7 лет (восьмая в семье из12 братьев и сестер), вместе со своей семьей в рамках «Операции Моше» и оказалась в центре абсорбции в Атлите. Пять лет жизни в Атлите (до переезда в Ришон ле-Цион), как и в Эфиопии, как и путешествие через Судан, как и процесс абсорбции легким приключением никак не назовешь. Возможно уголь, черное на белом, экспрессивные слои серого, резкие линии, растушевка, пятна, глубины черного, в котором можно, как и в белом цвете, найти любые краски, и есть лучший способ выразить на бумаге впечатления и от интеграции в новое общество, и платящуюся за эту цену, и самонастрой, вовлеченность, и навешиваемые тем самым, извне интегрирующем обществом, социальные стереотипы. Мать Тигист Йосеф Рон умерла, когда ей было всего 16 лет и взаимоотношения с матерью, до сих пор, судя по рисункам, не выясненные до конца, также стали темой и также печальной, ее работ.

Редко когда видишь рисунки углем  такой глубины – кажется, что глубины физической. Кажется, что это спокойные и пульсирующие картины маслом, и краска в метр толщиной, а в этом черном метре трещины, щели, колодцы, отверстия и из них идет свет, освещая лица, сцены, ситуации. Тысячи штрихов, тысячи оттенков монохромности. Парение, танец, округлость, одиночество, обволакивающее фигуры. Некое анти-удаление, погружение объекта в глубины угольной ямы, чтобы восстановить его из глубин памяти – как в портретах матери Тигист. И как в портретах членов ее семьи – тех же рисунках углем, очень личных и полных воспоминаний со старых фотографий. Растушеванный уголь – как приглушенные чувства. Портреты, выступающие на свет, из темноты черного угля.

.טגיסט יוסף רון. אם וילדה, 2019 (צילום אלעד שריג)

.טגיסט יוסף רון. אם וילדה, .2019 צילום אלעד שריג . Тигист Йосеф Рон. Мать и дитя. 2019. Кредит фотографа – Эльад Сариг.   Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств

В черных рисунках на белой бумаге уголь присутствует всегда. Древесный уголь создает музыку в серых тонах, а белый цвет и светлые пятна – свет, воздух пространство. Живописная традиция Тигист Йосеф Рон, выпускницы факультета визуальных коммуникаций «Бецалеля», учившейся позже у Марка Яная, Давида Нипо и Цвики Лахмана, основана на традициях реалистической живописи, на кубизме и экспрессионизме, суть – выразительности. Ее работы – это гибрид между белым Западом и черной Африкой, между европейской живописной традицией и африканскими изломами, суховеями, пустынями. Эти традиции – пятна цвета и света, а линии – это уже ее личная история, рассказы семьи и общины; ксенофобия, связь, сострадание сочувствие и кризис израильского общества. Стертые лица и размытые контуры – пережитые безразличие, несправедливость, отчужденность.

טגיסט יוסף רון. פריי, 2020 (צילום אלעד שריג)

(טגיסט יוסף רון. פריי, 2020 (צילום אלעד שריג. Тигист Йосеф Рон. Фрай. 2020 г. Кредит фотографа – Эльад Сариг.   Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств

Интересно, что название выставки «Белая бумага, черная внутри» – это повторение названия серии работ 1970-х годов израильского художника Моше Гершуни – работ, где Гершуни эту фразу писал по многу раз в различных вариантах. Эти слова точно подошли к личному аспекту рисунков Тигист Йосеф Рон, к ее протесту – женскому, личному социальному, к ощущению надломленности и слияния, к ее образу и к образам, ею нарисованным, к тому, что успела внести в ее творчество Эфиопия и к тому, какое влияние оказала на ее творчество – чувственное, хрупкое, женственное, уверенное и сильное – жизнь в Израиле. Подошли эти слова и к истории ее общины, поколений, к воспоминаниям о бабушке и матери – о «сильных, радостных, щедрых и благородных женщинах, не потерявших веру в жизнь и людей несмотря ни на какие трудности» – по словам Тигист.  К движению между наследием прошлого и новыми традициями, к переходу от пустынь в городские конгломераты, к миграции из культуры в культуру.

«Рисование углем похоже на поэзию – оно утонченное, лаконичное, в нем нет интенсивного цвета, нет палитры, нет соотношения формы и бумаги. Уголь – это просто кусок угля (как слова – это просто слова). Уголь дает мне возможность контроля, и то же время в нем есть что-то простое и открытое, оставляющее место для воображения, в угле много света» – говорит сама Тигист, чья имя означает «терпение». Четыре ее брата – выпускники «Бецалеля», пятый – «Шенкара», мать занималась ткачеством и вышивкой, бабушка – гончарным делом.

גונדר, 2019 טגיסט יוסף רון (צילום אלעד שריג)

(גונדר, 2019 טגיסט יוסף רון (צילום אלעד שריג. Тигист Йосеф Рон. Гондэр. 2019. Кредит фотографа – Эльад Сариг.   Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств

«В нашей общине не принято говорить о некоторых вещах из соображений уважения, чтобы не беспокоить других, попавших в беду, – объясняет Тигист, когда ее спрашивают, отражен ли переход в Израиль в ее произведениях. – Мы пережили непростые вещи, и я чувствую, что невысказанное отражено в моих рисунках и получило выход. В моих работах, даже в тех, которые мне нравятся, есть что-то мрачное, но их суть – не вся черно-белая».

Чудесным образом дата открытия выставки Тигист Йосеф Рон «Белая бумага, черная внутри» в Тель-Авивском музее искусств – 2 сентября 2020 года – совпала с днем алии ее семьи в Израиль – 2 сентября 1984 года. Так что не все черно-белое…
Изначально закрытие выставки планировалось 1 февраля 2021 года – но как и что будет – уже никто не знает. Так что посматривайте на сайте музея – https://www.tamuseum.org.il
Инстаграмм Тигист Йосеф Рон – https://www.instagram.com/tigist_yoseph_ron
Фейсбук художницы – https://www.facebook.com/tagist

*****

Ежегодно на соискание премии имени Хаима Шиффа представляют свои кандидатуры около 80 художников. Первая премия – стипендия в размере 10.000 долларов и персональная выставка в музее. По условиям фонда часть работ остается в Тель-Авивском музее, часть переходит в художественное собрание Дуби Шиффа – сына Хаима Шиффа – одного из крупнейших в Израиле коллекционеров реалистичной и фигуративной живописи. Надо отметить, что Тель-Авивский музей поначалу, в течении трех лет, отказывался от выставок фигуративной живописи лауреатов премии фонда Шиффа, вручать которые начали в 2008-м году. Но сейчас эти выставки – одна из удач музея, и год от года они привлекают все больше посетителей. Выставки и вручение призов проходят каждый год 24 июня – в день рождения Хаима Шиффа. Согласно уставу фонда семьи Шифф, через год после присуждения премии, лауреатам устраивается персональная выставка в музее и выпускается каталог.

Хаим Шифф занимался гостиничным бизнесом, был большим ценителем живописи и посвящал много времени поддержке молодых талантов. Он собрал крупную коллекцию фигуративной живописи, образного реализма, пейзажей, портретов и натюрмортов.

Хаим Шифф – уроженец Галиции – был активистом ЭЦЕЛь, и потому его фонд также вручает призы Института Жаботинского за лучшие работы по истории ревизионистского движения сионизма. Фонд Шиффа также поддерживает «Cеминар живописи и графики» в Иерусалиме, основанный художником Исраэлем Хершбергом. В последние годы фигуративная реалистическая живопись стала основным направлением коллекции семьи Шифф. Фонд Шиффа, его стипендии поощряют стремление к реалистичной живописи и поддерживает само существование «старой» живописи в 21-м веке, стиль образного реализма.

טגיסט יוסף רון עתלית , 2019 (צילום אלעד שריג)

(טגיסט יוסף רון עתלית , 2019 (צילום אלעד שריג. Тигист Йосеф Рон. Атлит. 2019. Кредит фотографа – Эльад Сариг.   Предоставлено пресс-службой Тель-Авивского музея искусств

Два года назад в Тель-Авивском музее искусств открылась выставка работ лауреатов премии Хаима Шиффа за 10 лет – работы 11 художников, доказывающих, что реалистическая живопись, тонкое мастерство, отношение к картине как к иконе, предмету культа, как к психологической помощи, умение превратить банальность в духовность – существуют, сильны и неизменно привлекательны, как и несомненные цитаты живописи великих и столь же несомненная перекличка с ними. Этот синий цвет, эти солнечные блики, прозрачная ткань, сама жизнь на картинах. Описать все 120 полотен невозможно, да и не надо – их ведь можно было увидеть…

На выставке были представлены работы лауреатов премии Шиффа в области фигуративно-реалистического искусства: Амнон Давид Ар 2008 / Майя Зер 2009 / Эран Решеф 2010 / Орит Акта-Хильдесхайм 2011 / Эльдар Фарбер, Сигаль Цабари 2012 / Давид Нипо 2013 / Леонид Балаклав 2014 / Офер Ротем 2015 / Фатьма Шанан 2016 / Матан Бен-Кнаан 2017.
Лауреат премии Шиффа за 2018 год – Самах Шахада
За 2019-й – Тигист Йосеф Рон.
За 2020 год – Исраэль Хемед.

Маша Хинич. Все иллюстрации (фото работ Тигист Йосеф Рон – © Эльад  Сариг) предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com