Любезно предоставлено сайтом newsru.co.il
Тель-авивский театр “Маленький” существует двадцать лет, он имеет статус труппы и половину этого срока получает финансирование от министерства культуры. Его основали в 1996 году четверо молодых людей, родившихся в СССР: режиссер Игорь Березин, актер Михаил Теплицкий, актриса Елена Яралова и Борис Ентин, специалист в области театроведения.
Идея создания нового театра пришла в голову Теплицкому, в то время успешному актеру “Габимы”, на международном фестивале в Германии. Он увидел, что происходит с театральным искусством за рубежом, и пришел к выводу, что “так дальше жить нельзя”.
“Я израильтянин, и не собирался отсюда уезжать, но все, что делается в здешних театрах, стало мне не интересно. Я понял, что надо искать новые пути, создавать свой коллектив”, – рассказывает Михаил, нынешний художественный руководитель “Маленького”.
“Скажу прямо: мы находимся на ином, гораздо более высоком профессиональном уровне. Мы – удивительный театр на самом деле, играющий на двух языках: иврите и русском. И через десять лет, после того, как мы завоевали не только любовь зрителей, но также множество международных и отечественных призов и прекрасную критику, нашлись чиновники, которые оценили нас, выделили годовой бюджет и присвоили официальный статус“.
Однако все эти годы “Маленький” оставался бездомным – у него не было своей сцены. Актеры играли в помещении театров “Тмуна”, “Симта”, в различных клубах и на других случайных площадках.
Театр должен иметь свой дом. Ощущения бездомной труппы можно сравнить с чувствами бомжа – не самая приятная ситуация, как для человека, так и для профессионального коллектива. Шесть лет назад министерство культуры предоставило “Маленькому” сцену в Доме культуры “Ган Меир” – небольшом здании в центре Тель-Авива, ранее принадлежавшем молодежному движению “Ноар Овед”. Там не было зрительного зала, однако минкульт финансировал реконструкцию, превратив это помещение в скромное подобие настоящего театра.
К сожалению, договор руководства “Маленького” с владельцами “Ган Меир” был составлен непрофессионально, в результате чего де-факто театр так и не получил своего дома. В рамках этого документа актеры имели право выступать на сцене “матнаса” не больше восьми раз в месяц, репетировать в зрительном зале они не могли, только в свободных комнатах – им даже не позволили вывешивать свои афиши на стенах здания.
“Парк “Ган Меир” – популярное место развлечения тель-авивцев, по вечерам в тамошнем кафе собираются любители искусства и богема, но, сидя в нескольких шагах от театра “Маленький”, они понятия не имеют о том, что происходит за стеной”, – рассказывает Теплицкий.
Причина такого странного решения заключается в несогласованности действий властей: “Ган Меир” принадлежит не мэрии, а одному из ее самостоятельных и независимых отделений “Мосдот ле-хинух Тель-Авив”, которое устанавливает собственные правила, и добиться их пересмотра оказалось непосильной для актеров задачей. Естественно, что при невозможности обустроить рекламу должным образом, зрителей становилось все меньше, а финансовых проблем – больше. А в довершение неурядиц выяснилось, что “Ган Меир” закрывается на капитальный ремонт, после чего помещение будет перепрофилировано.
Бедствия театра Теплицкого – это проблема не только его коллектива, но и всей русскоязычной общины Израиля, о чем свидетельствует, кроме прочего, открытая пользователями социальной сети Facebook страница под названием “Спасем театр Маленький”, где свое мнение высказывают многие известные и уважаемые люди.
Журналист Яков Шаус пишет: “Закрывается театр “Маленький” – одно из лучших достижений нашей театральной алии. От этой трагедии равнодушно отворачиваются те, кто еще недавно до хрипоты присягал на верность “русским” избирателям. Они не любят трагедий, комедий – да и вообще культуры”.
Музыкант Арье Шляпник считает, что виновата в этом политика, проводимая новым министром культуры: “Мири Регев изменила критерии поддержки учреждений культуры. Среди ее приоритетов – поддержка периферии. Тель-Авив при таком подходе в самом скверном положении! А ведь именно этот город – культурная столица Израиля. Но какие претензии можно предъявлять министру культуры, если в Тель-Авиве за 20 с лишним лет не построили ни одного нового театра? Только для “Гешера” в свое время купили старое помещение. И сколько коллективов потеряли здесь крышу над головой! Тель-Авив превращается в город для богатых, которые мало думают об искусстве”.
Теплицкий и его коллеги обращались к нескольким депутатам Кнессета с просьбой помочь им обрести дом, однако к настоящему моменту отозвалась лишь Наталья Аарон, советник Ксении Светловой, которая направила запросы в министерство культуры, мэрию Тель-Авива и градоначальнику Рону Хульдаи лично. Ей было сказано, что многие театры находятся в аналогичном положении, и проблема будет постепенно решаться.
В ответ на письмо, направленное редакцией NEWSru.co.il., мэрия Тель-Авива заявила, что руководство “Маленького” якобы само прервало заключенный на три года договор. Теплицкий же напоминает, что срок действия этого документа истек в сентябре 2015 года, и потому обещание “помогать” театру, содержащееся в этом послании, не вызывает у него доверия.
С официальных трибун чиновники повторяют традиционную мантру о том, что “русская алия стала благословением для Израиля, принеся в Землю Обетованную европейскую культуру”. А в это время уникальный коллектив, рожденный энтузиазмом, высоким профессионализмом и бескорыстной любовью к театру, ютится в небольшой квартире, из которой им скоро предстоит съезжать. Но актеры не теряют оптимизма и продолжают работать над новым спектаклем.
Отметим, что министерство финансов выделит в ближайшее время пять миллионов шекелей на покрытие бюджетного дефицита “Гешера”, крупнейшего театра, созданного репатриантами “большой алии”, оказавшегося на грани закрытия после того, как его долги превысили 6,5 миллионов шекелей. По данным Второго канала, своим спасением театр обязан депутату Тали Плосковой (“Кулану”), добившейся вмешательства минфина в сложившуюся ситуацию. “Маленький” свои долги выплачивает сам, и нужна ему лишь крыша над головой.
Коротко о “Маленьком”
За время своего существования театр “Маленький” выпустил 23 спектакля. Сайт Ynet назвал театр “одной из лучших театральных трупп в стране, а может быть и самой лучшей”. “Маленький” выступал на многих международных театральных фестивалях: в Южной Корее, Китае, Молдове, Польше, Сербии, гастролировал в Москве. В начале июня 2016 года спектакль театра “Лир. Люди и куклы” стал лауреатом престижного международного фестиваля Walizka в польском городе Ломжа. Руководители и творческие работники театра множество раз удостаивались различных наград за свою творческую деятельность: Израильский театральный приз, Премия имени Ландау, Приз Розенблюм, Премия министра алии и абсорбции им. Юрия Штерна, Приз “Золотой Еж”, Первая премия фестиваля “Театронето” и другие.
Материал подготовила Алина Загорская. Заглавное фото: Михаил Теплицкий. Фотограф Александр Румянцев
ПРИОБРЕСТИ БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛИ ТЕАТРА “МАЛЕНЬКИЙ”
– Приобрести билеты на спектакль “Лир. Куклы. Люди”
– Приобрести билеты на спектакль “Стулья”
– Приобрести билеты на спектакль “Иностранка”
– Приобрести билеты на спектакль “Контрабас”