Визуальный философ, художник и хореограф Димитрис Папаиоанну, занимающийся в своих работах экзистенциальными вопросами жизни и человеческого бытия, создает навязчивые сюрреалистические образы, фрагментируя и заново собирая человеческое тело. Обращаясь к великим, вечным темам – к истории искусства и греческой мифологии – в Transverse Orientation, в балете «Поперечная ориентация», он рассказывает о восстании молодого поколения против власти огромного быка, символизирующего неистовую, устаревшую силу. Быка убивают, как мифический герой Тесей убил Минотавра на Крите: в надежде на лучшее будущее. Тем не менее, в своем балете, Папаиоанну одновременно и восхищается и сострадает архетипам, которые он определяет как важные символы: «Они предназначили ход истории и дали определенное направление развитии человеческой цивилизации». Transverse Orientation – это и балетная постановка с прекрасным чувством композиции, ритма и юмора, и это – ода предкам, и прощание с ними. Прощание со взглядом в будущее. Постановка Transverse Orientation будет представлена в рамках балетного сезона Израильской Оперы с 29 апреля по 2 мая 2022 года.
Популярнейшая личность в современном танце, греческий хореограф Димитрис Папаиоанну, номинант престижной премии Olivier Awards 2022, приезжает со своей группой на гастроли в Израиль и покажет в Тель-Авивской опере знаменитую постановку «Поперечная ориентация», которую обязательно должны увидеть все любители танца и современного искусства.
Transverse Orientation – «Поперечная ориентация» – это термин, описывающий поиски света мотыльками, механизм, с помощью которого мотыльки и бабочки всегда поворачиваются к источнику света, удерживая фиксированный угол для ориентации. В данном случае ориентироваться надо зрителям: как хореограф и визуальный художник, Папаиоанну – этот театральный фокусник и художник-имажинист – стирает границы между театром, танцем и визуальным искусством. В «Поперечной ориентации» он обращается к истории искусства, чтобы создать образы, которые выводят на сцену «Минотавра» Пикассо, «Венеру» Боттичелли и плавно переходит от фарса к греческой мифологии, исследуя культурные и экзистенциальные темы и создавая иной мир, антиутопию, мистерию, полную юмора и красоты. Можно назвать это тотальным зрелищем, хореографической оперой, кинетической художественной инсталляцией, балетной мистерией, эстетикой хаоса, концентратом фрагментов из истории художественного творчества Папаиоанну, которые здесь, однако, приобретают иные вкусы и ароматы. Разум-тело – главный герой снов и идей этого балета, где в тревожном коллаже «Поперечная Ориентация» принимает форму памяти, счастья и ностальгии в этом балете-фреске от афинского мага, где обнаженное тело – повод для восхищения красотой, а не повод для провокации.
В этом балете много музыки и света – обволакивающей хореографии света и музыки Вивальди в мастерском исполнении Ансамбля L’Aura Soave из Кремоны. Концерты Вивальди и замысловатое освещение создают поистине волшебные мизансцены. Папаиоанну «лепит» из тел своих танцоров произведения искусства, используя свет для их превращения в прекрасные скульптуры, а затем превращая их же в фантастические существа, наполовину мужчин, наполовину женщин.
«Я считаю, что человеческое тело является и единицей измерения, и единственным средством, с помощью которого можно понять окружающий нас мир», – говорит Димитрис Папаиоанну. «Взаимодействие между человеческими телами, объектами и пространством представляет для меня средство, с помощью которого мы можем понять тайну нашего существования. Именно поэтому я совмещаю хореографию и искусство». Результат его изысканий гипнотизирует – это нельзя пропустить, этого нельзя забыть.
Человеческое тело – сильное и красивое, и одновременно сам человек – любопытный и любознательный – находятся в центре исследований Димитриса Папаиоанну, создателя своего сценического языка и визионерской эстетики, которые отправляют зрителей в новое путешествие воображения, артистизма и философии. Сюрреалистическая красота от греческого художника, каждая работа которого творит новый мир, который хочется посетить – мир между материальностью и духовностью, мужественностью и женственностью.
«Мои работы не существуют заранее. Они появляются из ниоткуда, – говорит Димитрис Папаиоанну. – Мои произведения развиваются во время репетиций, они не сочиняются загодя. Я готовлю материал только для того, чтобы запустить процесс, не представляя себе, каков будет результат. Просто доверяюсь процессу и, в конце концов, если мне повезет, работа раскрывается, а я пытаюсь ее понять, усовершенствовать, оставляя за собой право все изменить в последний момент».
Пандемия Covid-19 и закрытие театров вынудили Папаиоанну провести лето 2020 года на маленьком острове Анафи в Эгейском море, одном из Кикладских островов, где он дал волю своей тяге к творчеству, нарисовав серию карандашных рисунков обнаженных людей. Рисовать он начал в возрасте трех лет, став в юности учеником Янниса Царучиса (известнейшего художника, совершившего окончательный прорыв на «Документе 14» в Касселе в 2017 году). Кроме того, Димитрис, который позже увлекся танцами, став артистом, режиссером и хореографом, заявил, что его интересуют мотыльки (которые согласно народным поверьям, приносят несчастье) и их пагубное влечение к искусственному свету. А все остальное было уже его личным глубочайшим критическим исследованием – то в спокойном темпе, то в яростной борьбе персонажей напоминающих, что одним из первых творческих увлечений Папаиоанну были мультфильмы.
*****
Первоначально запланированная к премьере в Онассисе Стеги в Афинах Transverse Orientation (2021), из-за пандемии впервые была исполнена 2 июня 2021 года на Биеннале танца в Лионе во Франции и затем посетила более 30 городов.
Родившийся в Афинах в 1964 году, Димитрис Папаиоанну рано получил признание как художник и создатель комиксов, прежде чем занялся исполнительским искусством как режиссер, хореограф, исполнитель, дизайнер декораций, костюмов, грима и освещения. А до того, как начать учиться в Школе изящных искусств в Афинах, он был учеником культового греческого художника Янниса Царучиса. Когда Папаиоанну было 17 лет (а рисовал он с трех лет, будучи вундеркиндом), он нашел адрес Янниса Царучиса и постучал в его дверь. «Он научил меня технике рисования четырьмя красками, которая является критско-византийской техникой», – говорит Папаиоанну. «Это просто английский красный, желтая охра, черный и белый. И это создает огромную точность и экономию средств». Позже он обучался современному танцу у Эрика Хокинса, проводя время в Нью-Йорке, где познакомился с танцовщицей буто Мин Танака.
В 1986 году Папаиоанну основал в Афинах андеграундный театр танца «Edafos» для своих оригинальных сценических постановок: гибридов физического театра, экспериментального танца и перформанса. В 1993 году спектакль «Медея» ознаменовал выход труппы на большие театральные сцены и стал ее знаковой работой. Компания Edafos просуществовала 17 лет, до 2002 года. С тех пор Папаиоанну создал свыше 30 спектаклей – от камерных постановок до массовых действий с участием тысяч исполнителей, выступая везде – от его знаменитого подземного театра в Афинах, до олимпийских стадионов, до Театра де ла Виль в Париже и Олимпийского театра в Виченце.
В 2014 он стал хореографом года по версии журнала «Danza&Danza». В 2017 году он получил специальный приз Европейской театральной премии и в том же 2017-м году Папаиоанну поставил «Великий Укротитель» («The Great Tamer»), свою первую международную работу по совместному заказу с десятью сопродюсерами, включая Авиньонский фестиваль. («The Great Tamer»), и гастролировал с этим спектаклем два с половиной года по 4 континентам, 23 странам и 38 городам. Работа была удостоена специальной премии Europe Theater Prize в Риме в 2017 году, а Папаиоанну номинирован в 2019 году на премию Оливье за «выдающиеся достижения в танце».
В 2018 году Папаиоанну стал первым хореографом, создавшим новую работу для Tanztheater Wuppertal Пины Бауш – «Since She». Там же он познакомился с американской танцовщицей Бреанной О’Мара из ансамбля Пины Бауш, которая стала одной из участниц «Transverse Orientation». Остальные танцовщики были отобраны из 500 кандидатов во время международного кастинга еще в 2019 году. Премьеру «Transverse Orientation» задержала пандемия, но этот балетный спектакль все-таки вышел, показывается по миру и вот в апреле – в Тель-Авиве, в рамках балетного абонемента Тель-Авивской Оперы.
*****
Димитрис Папаиоанну. «Transverse Orientation»
Израильская Опера. Оперный театр имени Шломо Лахата в Тель-Авиве
Пятница, 29 апреля, 13:00
Суббота, 30 апреля, 20:00
Воскресенье, 1 мая, 20:00
Понедельник, 2 мая, 20:00
Заказ билетов в кассе Оперного театра Тель-Авива 03-6927777 или в кассе «Браво» https://bit.ly/3I4fi0H
https://www.youtube.com/watch?v=NZ6oafzPwJg
https://www.youtube.com/watch?v=jiu8K1sUj5o
http://www.dimitrispapaioannou.com/
Текст: Маша Хинич. Фото: ©Julian Mommert. Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting