Маша Хинич. Фото – © Йосси Цвекер.
Режиссер Алессандро Талеви, родившийся в Южной Африке («Тоска» и «Поворот винта» в Израильской опере и длинный послужной список по всему миру), датская художница по костюмам Анья Ван Крейг («Идоменей» 2020 года и «Дон Жуан» 2018 года в Тель-Авиве) и англичанка – сценограф Мадлен Бойд (в Тель-Авиве ее помнят по опере «Поворот винта» в 2013 году) поставили «Травиату» стиле «Прекрасной эпохи».
Сразу спешу сказать: солисты потрясающие, хор всегда великолепен, оркестр – хорош, Дан Эттингер – художественный руководитель Ришонского Симфонического оркестра и музыкальный руководитель Израильской – на высоте. Да и как может быть иначе, когда речь идет о «Травиате», которую впервые поставили в Тель-Авиве еще в 1923 году. В мире существуют тысячи постановок этой оперы, мне кажется, что «Травиату» нельзя плохо исполнить, поколения меломанов выросли с этой музыкой Верди, но зато – зато её можно иначе поставить, как и удалось триаде Талеви-Ван Крейг-Бойд, представивших спектакль в лаконичных, минималистичных декорациях, но с роскошными костюмами всех переливов шёлка и всех цветов радуги, с перьями, шляпками, блестками, витыми шнурами и золотом шитьем (особо хороши испанские матодоры и Флора на балу). А костюмы для хора отражают весь срез общества – от компаньонок Виолетты и курильщиков опиума до лицемерной элиты. Не забыли и про видео-мэппинг, четко вписывающийся в общую направленность постановки, где музыка рассказывает о том, как люди вообще влюбляются в друг друга, о том, что такое деньги, любовь страсть, красота, болезнь. Гении Дюма и Верди, общество, порицавшее все то, что выходит за рамки комфорта, и время, которое стирает красоту.
Все это на фоне бальных зал и дворцов высшего общества, на фоне головокружительного водоворота в жизни Виолетты, самой гламурной куртизанки Парижа, влюбляющейся, к ее же удивлению, в наивного молодого Альфредо. Но этот опьяняющий роман принимает разрушительный оборот, когда прошлое напоминает о себе и Виолетта вынуждена принести жертву (или ее приносят в жертву). И вся эта история развивается не только в музыке, но и в цвете и в форме, в чувствах и настроениях, где-то между экзотической романтикой и суровой реальностью.
Талеви-Ван Крейг-Бойд явно нашли золотую середину, создав не просто оперную постановку, а увлекательный спектакль. Действие «Травиаты» в период Прекрасной эпохи позволило им придумать образ Виолетты, списанный с двух известных куртизанок того периода – La Belle Otero (Камилла Отерро) и Liane de Pougy (Лиана де Пужи). Обе эти женщины были не только частью элиты и высших кругов общества, но и буквально нашептывали на ухо политикам и наследным принцам, были посвящены в их самые сокровенные секреты и, как следствие, были весьма влиятельными дамами. Образ Виолетты «смоделирован» в этой постановке в соответствующем контексте, и на дизайн спектакля, как уже сказано, заметно повлиял роскошный, плавный, очень романтичный и немного скандальный стиль Belle Epoque – Прекрасной эпохи, увлеченной восточным искусством, модой, цветами и культурой. На фоне этой роскоши поражает контрастом чувство одиночества и изоляции Виолетты, страдающей от смертельной болезни, без надежды на излечение, ищущей свежего воздуха.
Не могу отказать себе в удовольствии повторить рассказ о литературной подоплёке оперы и самой истории «Дамы с Камелями»: Александр Дюма-сын писал Мари Дюплесси (прототипу Виолетты): «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы – имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я – счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».
Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист (1811-1886), с которым у неё были страстные отношения. Но, сын горничной, Лист всегда стремился к связям в высшем обществе, поэтому бурных чувств оказалось недостаточно, чтобы принять предложение Мари Дюплесси взять её с собой в долгое 18-месячное турне. «Я не буду беспокоить тебя», – умоляла Мари. К этому времени она уже была больна туберкулёзом. После отказа Листа, чтобы забыться она окунулась в бесконечный круговорот балов и вечеринок, усугублявших её болезнь. В 1846 году Мари в Лондоне вышла замуж за одного из своих поклонников – графа Эдуара Перрего. Через год после свадьбы Мари Дюплесси умерла в возрасте двадцати трех лет.
Прочитать подробнее об этой постановке, включая даты, имена и ссылки на заказ билетов. можно вот здесь https://www.israelculture.info/la-traviata-v-mire-opery-i-v-mire-mody/
Только что сообщили, что добавлен еще один спектакль «Травиаты» – в четверг, 11 августа, в 20:00.