Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной – формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность…
Из “Нобелевской лекции” Иосифа Бродского в 1987 году
If art teaches us anything, it is that man is not entirely imprisoned within his society”
Stephen Spender
(английский поэт и прозаик, эссеист и литературный критик, друг Бродского)
“Тунеядец” (Паразит) – это театральный коллаж, показывающий жизнь граждан Советского Союза в разные периоды коммунистической диктатуры. Спектакль о важности личности в стране, где индивидуальность подчинена интересам общества, соединяет элементы авангардного театра и перформанса и состоит из авторских текстов, литературных фрагментов и документальных отрывков.
Автор спектакля – Вера Берзак- Шнайдер – родилась в России и приехала с родителями в Израиль в возрасте трёх лет.
В одну из ночей НКВД забрал прадеда создателя этой пьесы Веры Берзак-Шнайдер. Его памяти и памяти своей бабушки, на жизнь которой это событие оказало большое влияние, посвящает Вера свою постановку.
Когда бабушка Веры была ребёнком во время Сталина, среди ночи арестовали её отца . Её мать запретила ей рассказывать об этом в школе, но она не выдержала и расскрыла этот секрет. К удивлению ещё мальчик и девочка признались, что и их мать и отца арестовали. Эти события внесли диссонанс между тем, чему учили в школе о “прекрасной власти” и повседневной действительностью.
Отец Веры рассказал ей историю поэта Иосифа Бродского, обвиненного в тунеядстве – в паразитическом образе жизни, так как его литературная деятельность не считалась по мнению властей достаточным вкладом в общественную жизнь страны. Стихи и переводы не приводили государство к процветанию – так провозгласил советский суд. Суд над Бродским поднимает тему места художника в обществе и отношении между идеологией власти и свободой мысли индивидуума.
В последние годы Берзак-Шнайдер чувствует уменьшение свободы в Израиле и свободы слова в частности, и пьеса — выражение ее личного отношения к этому явлению.
Автор и постановщик : Вера Берзак-Шнайдер
Актёры: Ориан Гликсберг-Притам, Дорин Мендель, Йоав Садовский, Рахели Анкор.
Оформление сцены и костюмы: Aди Бродсли и Орлиан Пик.
Консультант по драматургии : Нама Берман.
Звуковое оформление: Йонатан Гликсберг.
Световое оформление: Ронен Бахар.
Анимация: Ашер Шварц и Урия Бен Хаим ( колледж “Сапир”).
Спектакль поставлен при поддержке стипендии “Рабинович” для деятелей искусства и был представлен впервые на фестивале “האזרח כאן” в театре “קרוב” в декабре 2015.
Вторник, 7.06, в 20:00 в театре “Каров” в Тель Авиве
Четверг, 9.06 в 20:30 в театре “Фринч” в Беер-Шеве
Фото: Lee Sb Photography