«Ури Лифшиц. Плоть и кровь» – так называется ретроспектива памяти Ури Лифшица в Герцлийском музее современного искусства, открывшаяся несколько недель назад (выставка продлится до 3 сентября). 150 работ – картин, эскизов, гравюр, скульптур, фотографий, книг и обложек пластинок из частных и музейных коллекций, а также произведения, оставшиеся в наследство семье художника, два фильма, десяток залов (практически весь музей). Оба куратора – Айя Лурье и Ори Друмер – провели гигантскую работу, несколько лет разбирая с согласия вдовы и детей художника скопившиеся в его студии рисунки и полотна.
Ури Лифшиц. Йонатан Полак. 2008 г.
Ури Лифшиц скончался пять лет назад – в конце мая 2011 года. Нынешняя выставка приурочена к пятилетию со дня его смерти и является самой крупной из посмертных ретроспектив (в 2012 году выставка памяти Ури Лифшица «Вперед-назад» проходила в частном тель-авивском музее Игаля Преслера, став одной из первых экспозиций этого музея). Вокруг выставки в Герцлии происходит много всего – симпозиум, статьи, семинары, лекции, экскурсии, издание альбома. Выставка охватывает все вехи творчества художника – с ранних работ 60-х годов и до последних произведений, над которыми Лифшиц работал буквально в последние дни жизни.
«Плоть и кровь» – основная тема выставки. Ури Лифшица – одного из самых известных и талантливых израильских художников и одного из самых спорных, всегда интересовало тело – тело как арена, как сцена театра, а чувства он превращал в краски, экспрессию – в линию, в образы. Кем на самом деле был Ури Лифшиц? Мастер ошибок и сомнений, большой художник и пресловутая противоречивая личность.
Ури Лифшиц. У зубного врача. 1980 г.
«Человеческий образ» – так бы я назвала бы эту выставку, энергия которой сшибает с ног, поражает, заставляет остановиться. Картины Лифшица кричат, вопиют – «Это я, Ури Лифшиц не забывайте меня и то, ради чего я творил». Их сила заставляет выйти из зала – передохнуть от впечатлений – и вернуться. Ради чего творил Ури Лифшиц? Ради самого себя? Да, конечно, как и любая творческая личность. И также ради искусства, истории, культуры, своего пути, поисков справедливости. Ури Лифшиц начал заниматься искусством в начале 1960-х. Шесть десятилетий творчества. Он занимался скульптурой, живописью, гравюрой, коллажами, рисунком. Он был одним из самых видных художником своего поколения, известным своим крутым нравом и скандальными высказываниями. Так казалось тогда. А сейчас – через пять лет после его смерти – стало ясно, что он – один из самых талантливых, спорных и притягивающих художников не только своего, но нескольких поколений. Харизматичный, успешный, доминирующий, эгоцентричный, отвергнутый и провокатор, иногда сварливый и грубый. Он противоречил сам себе, не выносил слабость – ни у себя, ни у других (изображая при этом на холсте поражение, плач, стоны), и при всем этом был человеком огромного обаяния. Он всегда подчеркивал собственную инаковость, свой диссонанс с окружающими. Мне довелось брать интервью у него в конце 1990-х в связи с выставкой его графических работ: памятный час в яффской студии и открытие выставки, на которое пришел Ариэль Шарон, под началом которого Ури Лифшиц служил в 101-м подразделении.
Ури Лифшиц. Автопортрет. 1978 г.
Лифшиц был частью авангарда и мэйнстрима, частью истеблишмента и изгоем, кибуцником и тель-авивской богемой, участвовал в выставках различных групп и был волком-одиночкой, известным своим тяжелым характером. И одновременно жаждал общения, прессы, много писал сам. О нем тоже немало писали – сотни статей и монографий. Рисовать Лифшиц начал в возрасте 24 лет. Вместе с Рафи Леви, Авивой Ури, Леей Никель он бросал вызов лирическому абстракционизму с его тщательно выверенной манерой, искал другие средства выражения, более экспрессивные, стал одним из основателей группы «10 плюс». Свою первую премию он получил еще в 1965 году – от Тель-Авивского музея искусств. В 1966-м – именной приз от самого Марка Шагала. В 1969-м году он представлял Израиль на биеннале в Сан-Паулу, его работы приобретались музеями Нью-Йорка, Брюсселя, Лондона, Амстердама. В 1982 году Лифшиц получил премию имени Дизенгофа, считающуюся одной из самых престижных израильских премий в области изобразительного искусства. Что еще можно добавить? Прийти на выставку. Заразиться ее энергией. Понять личность художника в культурном и социальном контексте, его поиски идентичности и статуса, его экспрессию, его кодекс чести и этики.
Лифшица интересовали физическая субстанция, зримая суть – тело. И одновременно – духовная составляющая, эмоции, чаяния, то, что руководит телом. Линия, силуэт – это тело. Краски – размышления. Он писал абстрактные картины и фигуративные, создавал циклы гравюр и иллюстраций. И одновременно – всем известную скульптурную фигуру Теодора Герцля – ту самую, что установлена на пригорке на перекрестке ха-Сира при въезде в Герцлию. Ури Лифшиц переносил на бумагу и холст газетные заголовки, претворяя слова в образы, историю – в рисунки, в импульсы. Он трансформировал происходящее в политике и обществе в экспрессию живописи; то, что происходило в те дни, сиюминутное, важное, кровавое стало постоянным на его картинах.
Ури Лифшиц. Верховный Яаков. 2003 г.
Ури Лифшиц много общался с журналистами. Поводы всегда находились – от политики до техники гравюр. Говорил охотно и искренне, и поплатился за это. После его интервью газете «Гаарец» в 1998 году те, кто раньше обожал, стали негодовать, несмотря на последующие его извинения. В том интервью Лифшиц резко, оскорбительно высказался против всех возможных меньшинства, «слабых людей», в том числе инвалидов и аутистов. Публичность обернулась изоляцией, отверженностью. Была размонтирована его выставка в здании Верховного Суда в Иерусалиме. После того интервью тогдашний заместитель министра образования Моше Пелед пытался возбудить судебное преследование Лифшица за подстрекательство. Живописец, репродукции работ которого в 1970-80-е годы висели в каждом доме и в каждом офисе, стал персоной нон-грата израильского художественного мира. В последнее десятилетие своей жизни, продолжая творить, Лифшиц стал аутсайдером, не потеряв ни крупицы своей значительности. Он отдалился от музеев, своих патронов, культрегеров, с которыми был близок раньше.
Выставка в Герцлийском музее сопровождается не заметками кураторов, а текстами самого Ури Лифшица. Его отец – выходец из Белоруссии. Ури Лифшиц, родившейся в кибуце Гиват ха-Шлоша, вырос на книгах Толстого, Гоголя. Достоевского и еврейской литературе, на книге «Он шел по полям» Моше Шамира и идее братства «сабров». Он служил в боевом подразделении ЦАХАЛа – в самом элитном тогда подразделении Саерет цанханим (разведотряде десантников) – в 101-м подразделении вместе с Меиром Хар-Ционом под началом Ариэля Шарона, принимал участие в Синайской компании 1956 года. Он был частью богемного общества Тель-Авива и часто посещал кафе Кассит, служил темой для газетных колонок и общался с военной и деловой элитой.
Ури Лифшиц. Интифада. 2002 г.
Один из его сильнейших циклов рисунков – иллюстрации к «Дибуку» Ан-ского, созданный им в 2000-м году. Кураторы выставки нашли копию польского (на идиш) фильма 1930-х годов режиссера Михала Вашинского – «Дибук» в экспрессионистском стиле, также демонстрирующийся на выставке – так что запаситесь временем. Сильный фильм, смотрится, как снятый вчера. Не менее сильный – документальный фильм Нурит Кейдар а о Лифшице, также демонстрирующийся в музее. И также и работы Ури – насквозь сегодняшние, актуальные, универсальные: вечные темы всегда актуальны. Референции Ури Лифшица к истории искусств и к литературе, к полотнам Гойи и к теме снятия с креста, к Катастрофе, к падению Берлинской стены, резне в Кафр-Касем в 1956 году, боксерским боям, чиновникам, политикам, власти. Ури Лифшиц исследовал через свою живопись историю сионизма и христианские мотивы, маньеризм и символизм. И сам стал символом – и это уже понятно – и своего поколения и других. Символом непримиримости в искусстве.
Выставка в Герцлийском музее вселяет тревогу, желание содействовать и сочувствовать, разобраться. Кому и зачем сочувствовать? Ответ на этот вопрос Ури Лифшиц давал всем своим творчеством. После его смерти в ателье художника нашли тысячи работ, частью никогда не выставлявшиеся и они впервые представлены на выставке «Плоть и кровь» – пятая часть из полторы сотни экспонатов, вместе дающих возможность проследить, как развивалась техника Ури Лифшица, как менялся его мир. Ури Лифшиц не декларировал, он кричал. Он остался независимым. А вот был ли он любим? Об этом и рассказывает выставка «Плоть и кровь», собранная двумя кураторами – Айей Лурье и Ори Друмером в Герцлийском музее и предлагающими по-новому взглянуть на вехи творчества Ури Лифшица, принять участие в хронологическом и поэтическом путешествии по этапам творчества сложного художника.
Ури Лифшиц. Бар-Он. 2007 г.
Ури Лифшиц. Директор. 2004 г.
Ури Лифшиц был яркой неординарной личностью и одним из интереснейших представителей целой плеяды художников, наряду с Тумаркиным, Купферманом и Кадишманом, внесшим огромный вклад в израильскую культуру и повлиявшем на общественное сознание. Но, новое поколение, включая молодых художников, мало знает его творчеством, выходящим за любые рамки. Возможно, знакомство с ним поможет нам лучше понять самих себя. На мероприятии, приуроченном к закрытию выставки, 1 сентября, состоится презентация книги, посвященной творчеству художника. Стоит также отметить, что замысел выставки в Герцлийском музее родился благодаря диалогу кураторов с искусствоведом Ионой Фишером, куратором выставки Ури Лифшица в Музее Израиля еще в 1969-м году – одной из немногих его экспозиций в музейных пространствах.
Выставка продлится до 3 сентября 2016 г.
Часы работы: понедельник, среда, пятница и суббота 10:00 – 14:00
вторник и четверг 16:00 – 20:00
Выставка «Ури Лифшиц. Плоть и кровь» и другие экспозиции Герцлийского музея современного искусства сопровождаются циклом лекций, составленным доктором Лахман Лилах. Главная тема лекций – культурные связи между деятелями разных сфер и видов искусства. На одной из лекций пойдет речь о творчестве поэта Авота Йешуруна, посвятившего Ури Лифшицу несколько стихотворений.
Сайт музея:
www.herzliyamuseum.co.il
Страница в фэйсбуке:
https://www.facebook.com/Herzliya–Museum–of–Contemporary–Art-90776828903/
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Герцлийского музея современного искусства