fbpx
Выставки

В поисках утраченного искусства. Миллион и еще два с половиной. «Жизнь после жизни» в Еврейском музее Нью-Йорка.

В поисках утраченного искусства. Миллион и еще два с половиной. «Жизнь после жизни» в Еврейском музее Нью-Йорка.

Выставка, которая не поражает наповал собранными работами, на которой нет однозначных шедевров, которая открылась с опозданием, небольшая, чересчур пёстрая… Даже ее каталог  не вовремя вышел свет (его печатали в Китае – а там были проблемы с бумагой, а потом каталог не могли доставить в Нью-Йорк – были проблемы с морскими перевозками из-за сухогруза, перегородившего Суэцкий канал, так что проблемы глобализации касаются и музеев). Выставка, на которой текст на пояснительных табличках читается как главы нескончаемой книги. И книжных глав таких – 2, 5 миллионов. Это выставка, которую необходимо посетить….

Выставка,ставшая поразительным исследованием влияния Второй мировой войны на то, как мы понимаем искусство. И на то, как искусство выживает. Эта выставка прослеживает увлекательные, но остающиеся трагическими пути книг и картин, скульптур, фотографий, предметов иудаики, произведений искусства, принадлежавших коллекционерам еврейского происхождения до, во время и после Второй мировой войны. Бесчисленные истории, бесчисленные судьбы и имена. Помнят не всех, тем более «шапо» кураторам этой выставки в Еврейском музее Нью-Йорка – выставки, полностью названной  так – «Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art» («Жизнь после жизни: восстановление утерянных историй о награбленных произведениях искусства»).

Во время Второй мировой войны бесчисленное количество произведений искусства и культурных ценностей были изъяты нацистами, а после войны Второй мировой войны было идентифицированы и возвращены около миллиона произведений искусства и 2,5 миллиона книг, украденных у евреев (слово конфискация слишком вежливо для описания того, что происходило). Огромное количество произведений искусства и книг были уничтожены, огромное количество не найдены. История уцелевших произведений искусства и культурных артефактов – многослойна. На выставке «Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art» прослеживаются биографии этих предметов – включая картины, скульптуры и иудаику – их спасение после войны , их вторая жизнь в музеях и частных собраниях. Как влияет история этих картин на зрителей, на то, как мы смотрим на эти работы? Можно ли игнорировать Катастрофу, рассматривая Матисса или Шагала, Курбе или Писсаро? И как сами эти артефакты свидетельствуют об исторических событиях? Относительно небольшая, но столь ёмкая выставка о том, что искусство пережило Вторую Мировую войн, но большая часть его владельцев – нет. Это выставка не столько художественных работ, сколько восстановленных невероятных историй о награбленном искусстве, о перемещения во времени и пространстве. Выставка исследует пути, по которым произведения искусства пересекали границы, оказывались на военных складах, попадали в сети коллекционеров, мародеров, идеологов и реституционных организаций.

На выставке представлены работы таких известных художников, как Пьер Боннар, Марк Шагал, Поль Сезанн, Гюстав Курбе, Поль Клее, Франц Марк, Анри Матисс (про две его работы на этой выставке – «Девушка в желтом и синем с гитарой» 1939 года и «Ромашки» того же 1939 года, принадлежавшие французо-еврейскому торговцу живописью Полу Розенберга, который представлял многих самых влиятельных художников 20-го века, легко найти информацию в сети) , Пабло Пикассо, Камиль Писсарро и другие; редко встречающиеся архивные фотографии и документы, иудаика, книги и современное искусство на тему «отталкиваясь от…» четырех художников, среди которых двое израильтян.

Самое яркое впечатление – не от отдельных работ, а от той жизни, которую ведут предметы искусства,оторвавшись от своих создателей и владельцев, о путях, ими проделанных из частных коллекций в Европе в безопасную музейную тишь Пятой авеню на Манхэттене. Об истории Роуз Валланд, которая вела секретные записи о награбленном нацистами: Роуз работала в Париже в музее Jeu de Paume, который стал хранилищем произведений, украденных у еврейских владельцев или созданных еврейскими художниками, многие из которых были уничтожены. за то, что представляли «дегенеративное искусство». Часть того, что не было сожжено, предназначалось для личной коллекции Геринга или для задуманного Гитлером Führermuseum в Линце.

Afterlives – это невероятные судьбы: немецкого еврейского художника Федора Левенштейна, картины которого были отнесены к «дегенеративному искусству»,  но французское Сопротивление спрятало их в Лувре; чешско-еврейского архитектора Норберта Троллера, выжившего в Терезиенштадт и Освенциме. В Терезиенштадте он делал зарисовки творящегося вокруг… После войны Троллер оказался в Нью-Йорке, через несколько вернулся в Терезин и нашел свои спрятанные рисунки.
Отдельная витрина на выставке – книги. О них рассказывает Ханна Арендт. Не знаю, когда была сделана эта запись, но не прислушаться, не подчиниться просьбам «не забывать» этого монотонно сильного голоса невозможно.
Предметы иудаики, принадлежавшие еврейской общины Данцига. В начале Второй Мировой войны община Данцига (Гданьска) отправила в Еврейскую теологическую семинарию в Нью-Йорке несколько контейнеров весом более двух тонн. Возвращать утварь и книги было практически некому и эти предметы были розданы еврейским учреждениям группой  «Еврейская культурная реконструкция», соучредителем которой была Ханна Арендт.

Все таки вернусь к Матиссу и двум его картинам, точнее – к Полю Розенбергу, парижскую галерею которую нацисты превратили в офис Института изучения еврейского вопроса, Le Juif en France, и организовал в ней антисемитскую выставку. «Девушка в желтом и синем с гитарой» попала в коллекцию Геринга , но после войны была возвращена Розенбергу, вовремя уехавшему в США. «Маргаритки» хранились в галере Jeu de Paume и также были возвращены после войны. Обе работы были проданы Розенбергом и принадлежали нескольким частным коллекционерам, прежде чем попасть в коллекцию Чикагского института искусств.

 

76 лет прошло после окончания Второй Мировой Войны, но если Еврейский музей в Нью-Йорке решил открыться после полуторагодичного перерыва, вызванного ковидом, именно этой выставкой, посвящённой судьбам еврейских коллекционеров и украденных у них и позже найденных работ, значит ещё не все изжито, не все пережито и не все понято.

Кураторы выставки – Дарси Александер и Сэм Сакерофф. Выставка «Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art» продлится до 9 января 2021 года.  

Сайт музея https://thejewishmuseum.org/

Картинки смотрите здесь – https://thejewishmuseum.org/exhibitions/afterlives-recovering-the-lost-stories-of-looted-art

PS – буфет в подвале музея, где давали лучшую в Нью-Йорке селедку от семейной, еврейской, существующей с 1914 года закусочной Russ&Daughters,  все еще закрыт…

Текст и фото – Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com