fbpx
Впечатления

Венеция, гетто, «Эшколот»

«Кто, когда и зачем установил здесь этот барельеф – неизвестно». Так описывает путеводитель одну из достопримечательностей Венеции – города, в котором мостов больше, чем каналов. Хотя, быть может, островов больше, чем мостов. Или не так: ведь этот канал уже засыпан и стал улицей. А этот остров разделён пополам. Венеция полна тайн, разгадать которые пытается половина посетивших ее туристов,  и потому они становятся писателями и пишут книги. Другая половина их читает, пытаясь проникнуть в тайну и историю через слова. Книги и слова, как способ постижения, стали для «Эшколот» поводом устроить в Венеции фестиваль медленного чтения – фестиваль еврейских текстов и идей «Шекспир в гетто. Читаем Венецию справа налево» (при поддержке фондов «Генезис» и «Ави Хай»).

Начало декабря, с 4 по 7-е, четыре дня праздника, общения, разговоров, прогулок, текстов и слов. Четыре дня постижения Венеции и ее тайн через книги и тексты. Через тексты справа налево потому, что изучались эти еврейские тексты  в гетто – в первом гетто в мире. Лурианская каббала на итальянской почве, поэзия Элия Левита на идише эпохи Возрождения, которая создавалась здесь же – в этих переулках, может в этом самом доме. Синагоги и прогулки по Венеции Бродского, тайны гравюры на меди и печати, равно как и тайны баклажана, пуримных и карнавальных сладостей, старинных танцев и музыки, шекспировского Шейлока и рассказов Пепперштейна, старое еврейское кладбище на острове Лидо и его старый смотритель, ночной квест вдоль каналов и ночные же наши прогулки-пробежки, потому что когда гулять по Венеции зимой, как не ночами, когда темнота еще темнее, а ветер еще ветренее?

Рассказывать об этом фестивале можно в тоне шутливом, можно в серьезном, все равно не пересказать всё услышанное, прочитанное, увиденное и впитанное. Всю цепочку случайных и не случайных встреч, совпадений, знакомств, открытий, весь венецианский марафон, вехи которого – люди, его подготовившие, организовавшие и участвовавшие. Те, кто лекции читали и те, кто их слушали. Те, кто играли музыку и те, кто ее слушали. Те, кто вели экскурсии и те, кто их слушали. Всё это осталось с нами и осталось в текстах. Все это можно прочитать и увидеть в видео-записях на сайте http://eshkofest.ru/venice/. Но остался вопрос – есть ли текст, который передает суть это города – текст еврейский, каббалистический, на идиш или на итальянском еврейском? Не знаю, но знаю, что мы пытались найти ответ на этот вопрос.

И пытались понять суть Венеции, прислушаться к ее тайнам, как пытаешься прислушаться к тайной сути Иерусалима. Но если Иерусалим предстоит в воображении городом мертвых, то Венеция полна жизни, а рассказы о ее неторопливости – ведь в городе нет машин – фикция. Этот город бежит и торопится. Он все время обновляется. Иерусалим устремлен вспять. Прошлое раздирает его на клочья, как уличные псы выброшенный кусок мяса. Это город бедных, безумных, город раскаяния, рассеянный и пыльный, забирающий силы. Город, где ноги становятся ватными, где будто не хватает кислорода. Город, где задыхаешься от невозвратности того, что тут было прекрасно и от тщетных попыток вернуть то прекрасное, ту иерусалимскую молодость. Иерусалим предстает старцем со скрюченными пальцами, в его морщины забилась сухая земля. Он верен прошлому, потому что будущее ему уже ничего не сулит. Обшарпанные разноцветные стены Венеции вызывают ассоциации с гризеткой – броской, шумной и расчётливой. Она приподнимает подол платья, чтобы не замочить кружевную оторочку в вязкой черной воде – или зеленой, или синей, или голубой. Вода венецианских каналов бывает любого цвета, кроме серого. В ресторанчике «Три арки» официант стоит во главе стола и зачитывает собравшемуся семейству меню. Костюмом и повадками он напоминает дирижера оркестра. Мягкие взмахи рук повторяют траекторию дирижерской палочки. Звучит оратория или хорал. Прекрасная Венеция не отбирает право на счастье, а в Иерусалиме его просто нет. Отражение света фонарей в каналах было желтым, как глаза ящерицы, ветер над обоими городами был одинаково стылый. Радость переполняла нас.

Я благодарю за эти четыре дня в Венеции всех – абсолютно всех, кто был к ним причастен – наших чудесных лекторов, сопровождающих, организаторов, участников, музыкантов, экскурсоводов. Их имена перечислены вот здесь: http://www.eshkolot.ru/event/41383. Общение составляет немалую часть фестивалей медленного чтения «Эшколот». Имена участников фестиваля «Шекспир в гетто»  также можно найти на сайте. Всем спасибо – это было чудесно и незабываемо.

Маша Хинич

http://www.eshkolot.ru/event/41383

http://eshkofest.ru/venice/

#eshkofest

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com