Виктор Шендерович – частый гость в нашей стране, но на этот раз нас ждут не совсем обычные гастроли знаменитого писателя. Во-первых, он порадует поклонников своими новыми текстами, премьера которых состоится именно в Израиле, а во-вторых, он предстанет в новом неожиданном амплуа драматического актера в спектакле «Какого черта?», поставленного в лондонском театре «Табернакл» по пьесе Ирины Иоаннесян и Натэллы Болтянской. В предвкушении этих событий мы поговорили с Виктором о его любви к театру и о многом другом.
– Добрый день, Виктор! Расскажите, как живется писателю-сатирику в современной России?
– Живется вполне счастливо, хотя существует одна профессиональная проблема. Она заключается в том, что нашу жизнь невозможно перешутить. Российская политическая реальность настолько монструозна, что любой гротеск меркнет перед ее лицом. Мы живем в информационном балагане. Цитаты, телевизионные синхроны, законы, которые принимаются Думой, то, что отмачивает глава государства – все это смешнее, пахучее и ярче, чем все, что можно придумать по этому поводу. Поэтому сатирику лучше отойти на какую-то дистанцию и посмотреть на пейзаж с другого ракурса, может быть, под историческим углом. Сменить точку обзора. Чем я и занят последние годы. Пишу пьесы, эссе, и если говорить именно о сатирической части моей работы, то, это скорее, осмысление с дистанции, чем попытка угнаться за злобой дня.
– Чем вы на этот раз порадуете израильскую публику?
– В Израиль я приеду с программой ТЕАТР ОДНОГО ШЕНДЕРОВИЧА. Буду читать (немного играя, разумеется) собственную драматургию. В том числе – несколько текстов, которые еще никто не слышал. Тут мы плавно переходим от собственно политической сатиры к литературной работе. Мои пьесы – это и сатира, конечно, но и прежде всего, театр. Тот волшебный поворот рычага, который превращает спичечную коробочку в космос. Вот эта булгаковская коробочка из «Театрального романа» – главное мое писательское счастье. Когда там начинает происходить что-то, когда уже в процессе написания заявляет о себе жанр, когда персонажи начинают действовать сами и там возникает своя жизнь… Для меня только это и интересно, потому что в тысячный раз крикнуть про преступный режим – это уже банальность, тратить на это время не стоит. А вот попытаться нащупать какое-то театральное волшебство… Я человек театральный, для меня естественный способ изложения мыслей – драматургический способ. За последний год я написал две пьесы, отрывки из которых тоже прочитаю в Израиле.
– Обращение к театру, видимо, неслучайно, ведь русский театр в данный момент переживает период расцвета?
– Театр актуален по определению. Писатель может писать в стол, художник и композитор рассчитывать на то, что его увидят и услышат через столетия. У актера такой возможности нет, он обращается только к современникам – вспомните рассуждения Гамлета по этому поводу. Театр обречен на актуальность. А чем хуже времена, тем острее театр, тем больше в театр ходят за прямым политическим высказыванием… Во времена общественной гармонии, когда политическая и общественная жизнь в стране налажена, театр уходит в зону развлечения. А когда закона нет, правды нет, когда в воздухе копится напряжение, это напряжение потом выбрасывается сильнейшим образом в театральном зале. Мы это помним по Таганке и «Современнику». Впрочем, с греческих и римских времен театр – совершенно легитимный способ выброса общественной энергии. Чем хуже время – тем лучше для театра, разумеется.
– Расскажите о вашем актерском дебюте. Вы сразу приняли предложение сыграть в пьесе «Какого черта?».
– Сначала я сразу отказался – даже не читая пьесы. Моя юность прошла в табаковской студии и за кулисами «Современника», и я знаю, что такое хороший актер. Это, мягко говоря, не я. Я много раз отказывался играть в сериалах… Но тут поступило предложение, от которого я не смог отказаться: сыграть вместе с Адой Роговцевой, в которую я был влюблен 40 лет назад, вместе со всем советским народом! Оказаться с ней на одной сцене, да еще в Лондоне… Я решил, что должен попробовать. И это, конечно, вызов, потому что на театральную сцену я не выходил никогда. То есть я, конечно, выходил со своими текстами, но это совсем другое дело. Одно дело – эстрадное существование, а другое – немыслимая возможность сыграть главную роль в театральном спектакле в паре с Роговцевой. Я согласился, хотя, конечно, и трусил отчаянно – в шестьдесят лет дебютировать на драматической сцене… Но все оказалось и не страшно, и интересно – и, к моему удивлению, то, что мы сделали, оказалось востребовано. Я-то был готов к тому, что все ограничится лондонской премьерой и несколькими спектаклями, что это будет просто такой опыт на память. Но оказалось, что люди по всему миру хотят увидеть наш спектакль. И я с очередным приступом страха поеду сначала в Украину, а потом в Израиль, потому что это, конечно, большая ответственность.
– На мой взгляд, роль веселого черта вам очень идет. А как вам работалось с Адой Роговцевой?
– Отлично работалось. Она в замечательной форме – и актерской, и человеческой. Она ведь работала с партнерами, которые уступают ей в профессиональном плане. И могу себе представить, с какой интонацией могла бы репетировать та или иная «звезда», демонстрируя свое превосходство. Роговцева всех поддерживала, помогала, очень ненавязчиво и профессионально вытягивала нас, своих партнеров, наверх. И, конечно, когда она появляется на площадке, ты чувствуешь, что по проводам побежало совсем другое электричество…
Кроме того, очень важно, чтобы работа была по-человечески в радость. Известны вполне трагикомические ситуации, когда две голливудские звезды, блистательно игравшие любовь на экране, за пределами съемочной площадки видеть друг друга не могли. Их работа – свидетельство высочайшего профессионализма, но ситуация, конечно, пиковая… Важно, чтобы хотелось просто видеть партнеров, чтобы было в радость и в перекур, в обеденный перерыв. Ада Роговцева создавала прекрасную, теплую и дружественную атмосферу. Ну и просто по-человечески она вызывает восторг: актриса, которая в 80 лет выступает в госпиталях почти на линии фронта, как положено актеру во время войны, за что и получила звание «Героя Украины», за что и наказана запретом на въезд в Россию.
– Вам жаль, что эту пьесу в России не увидят?
– Жаль, конечно: глупость страшная. Мы живем среди преступных руководящих идиотов. Какой-то безвестный номенклатурный негодяй решил наказать рублем народную артистку СССР Аду Роговцеву! Закрыл ей въезд в Россию, не дал сниматься в российских фильмах и сериалах. Заодно он наказал – и сильно – сотни тысяч россиян.
– Сейчас много талантливых людей уезжает из России. Какие на ваш взгляд перспективы у русской культуры за рубежом?
– Это продолжается уже век, ничего нового в этом нет. Огромная «запасная Россия» размазана по всему земному шару. Уезжают замечательные люди, люди русской культуры. Их дети, может быть, будут говорить по-русски, но уже с акцентом. А внуки по-русски говорить почти не будут, и надо отдавать себе в этом отчет. Это драматическая история. Для отдельных людей история отъезда, безусловно, может оказаться и счастливой, но это драматическая история для русской цивилизации, которая истекает кровью столетие напролет.
– Пьесу «Какого черта?» Болтянская и Иоаннесян тоже, кстати, написали на чужбине, в Лондоне. Расскажите немного о пьесе.
– Очень симпатичная пьеса, и мне есть, что там играть! В процессе репетиций она претерпела некоторые изменения и стала еще динамичнее, но меня с самого начала заинтересовал поворот темы. Ведь это парафраз вечного сюжета о покупке-продаже души, и авторы нашли некоторый новый ход… Спойлерства не будет – приходите на спектакль!
От постановки пьеса выиграла – хороший молодой режиссер Алеся Маньковская поставила ее очень точно и энергично. Получился спектакль, за который совершенно не стыдно. А к израильским гастролям (интригую) в состав добавилась еще одна звезда… Приходите, за этот спектакль я ручаюсь.
*****
Заказ билетов на спектакль «Какого черта?!» (представления с 25 по 31 января)–на сайте продюсера гастролей, компании RestInternational – restinter.com
Линк на видео – https://www.youtube.com/watch?v=keMwcONhVlU
Заказ билетов на вечера «Театр одного Шендеровича – Посленовогодний вечер» (23 и 24 января) – на сайте продюсера гастролей, компании RestInternational – restinter.com
Все фотографии (из спектакля © Олег Качинский) предоставлены компанией RestInternational и Виктором Шендеровичем из его личного архива