Заглавное фото: Ципи Шавит. Фото © Ципи Таль. ציפי שביט צילום-איתן טל
Инна Шейхатович. Фото предоставлено пресс-службой Симфонического оркестра Ришон ле-Циона
Когда перед премьерой «Летучей мыши» Штрауса мы сидели в дирижерской комнате с Даном Эттингером, музыкальным руководителем Израильской оперы и главным дирижером Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, я спросила про место русской музыки в программах оркестра. И Дан, качнув свой прекрасной платиновой прической, таинственно сказал: «Будет сюрприз! Скоро! Прокофьев!». Я попыталась угадать: «Петя и волк»? Он улыбнулся: «И не только!»… И вот: сюрприз уже на афише. В программе Симфонического оркестра Ришон ле-Циона – Прокофьев.
Сергей Сергеевич Прокофьев был ярким и многогранным человеком. Шахматист, увлеченный спортсмен, одаренный литературным талантом рассказчик и острослов, великий новатор, личность с инженерным складом мышления, фантазер, изобретатель собственной системы скорописного письма – без гласных… О нем можно рассказывать бесконечно. О его музыке, которая устремлена в будущее – она бежит, низвергается бурным потоком, взмывает в небеса, к солнцу, о котором композитор так много думал и всех расспрашивал. И бегут клавиши в фортепьянных произведениях, бегут пассажи скрипок, бегут герои оперы-пародии «Любовь к трем апельсинам», бежит стремглав девочка Джульетта в его балете, крылатая и легкая, неостановимая, как сама любовь. Любовь захватила и самого композитора, беспомощный перед ее силой, он женился на Мире Мендельсон, не будучи разведен с первой женой Линой… Тяжесть ситуации, напряжение жизни в постоянном дискомфорте, охлаждение отношений с сыновьями принесли ему боль. Прокофьев умер 5 марта 1953 года – дата особенная, дата символическая – именно в этот день ушел в свой ад убийца, монстр Сталин…Наверное, самому Прокофьеву такое совпадение бы не понравилось, хотя сталинская смерть совершенно точно была как освобождение от чумы…
В программе июльских концертов Симфонического оркестра Ришон ле-Циона не самые знаковые, не самые грандиозные, хотя замечательные творения Прокофьева. Это Увертюра на еврейские темы, Классическая симфония и симфоническая сказка «Петя и волк».
Увертюра была изначально написана по заказу для струнного квартета, кларнета и фортепьяно. Потом появилась версия для камерного состава. Эта музыка и юмористическая, и печальная, и светло-грустная. Как тесты еврейских писателей. Говорят, Прокофьев в детстве слышал в родной Сонцовке клейзмеров. И какие-то ответы, отзвуки тех впечатлений откликнулись в Увертюре.
Классическая симфония – юная и гармоничная, полная пиетета и восторга по отношению к венским классикам. Изящная, но мускулистая, даже спортивная. Яркая. Задорная. Поистине чарующая музыка. Приятно ее слушать, уютно с ней в непростой нашей жизни.
Симфоническая сказка «Петя и волк», на создание которой вдохновила композитора Наталия Ильинична Сац, дочь композитора, написавшего музыку к легендарному, сверкающему даже сквозь плотный занавес времени спектаклю «Синяя птица» Станиславского-Метерлинка во МХАТе, несомненный хит. Текст – сказочку про птичку, мальчика Петю, утку, кошку и волка – написал сам Прокофьев. Впрочем, многие свои оперные и балетные либретто он писал сам. Пусть в соавторстве, но не доверяя литературную часть совсем чужим людям. Задачей этой сказки было знакомство юных слушателей с инструментами симфонического оркестра. Все роли в театрализованном действе исполняют музыкальные инструменты. Птичку играет флейта. Утку – гобой. В роли кошки кларнет. Ворчливого дедушку играет фагот. Волка интригующе и страшновато изображают валторны. Охотников – ударные. А Петю, главного героя – струнные. Этот текст, такой простой, полезный для детей, делающих первые шаги в мире большой музыки (слушать, понимать – это тоже талант и труд, не забывайте!), читали перед разными залами Элеонора Рузвельт, Леонард Бернстайн, Наталия Сац, Жерар Филип, Роми Шнайдер…
Нас в этой программе ждет сюрприз: будет представлена версия для взрослых. Автор текста блестящий переводчик Ли Биджауи, актриса-рассказчица – Ципи Шавит. Время музыки продолжается…
«Люди, верящие в бессмертие, бессмертны» – так писал Сергей Прокофьев в своем дневнике. Этот концерт может стать праздником и откровением. Я пока еще не знаю, что нас ждет с «Петей и волком», но очень надеюсь на хорошее…
25 июля – зал Израильской Оперы, Тель-Авив. 20-00
28 июля – «Бейт ха-Ам», Реховот. 20-00.
29 июля – Ришон ле-Цион, Гейхал а-Тарбут. 20-00.
31 июля – Ришон ле-Цион. Начало в 21-00.
За дирижерским пультом – Дан Эттингер, а это уже знак качества, причина на концерт идти непременно!
Сайт оркестра – https://www.isorl.co.il/