«Волшебная флейта» в уникальной постановке Барри Коски в Израильской опере в начале ноября
Новый сезон Израильской оперы открывается одной из самых популярных опер в истории – «Волшебной флейтой» Моцарта в постановке одного из самых ярких и талантливых режиссеров своего поколения Барри Коски и сценографа Сьюзан Андрейд. Этот спектакль стал первой международной ко-продукцией в Израильской Опере после долгих локдаунов. Спектакль, в котором сошлись дух немого кино, атмосфера берлинского кабаре 1920-х, изощренного безумия сюрреалистической анимации, был первоначально поставлен в 2012 году в «Komische Oper» в Берлине, а в Тель-Авиве он будет показан с 4 по 17 ноября.
Зрителям предстоит увидеть авангардный мультимедийный проект выдающегося режиссера-экспериментатора, руководителя «Komische Oper» Барри Коски, нашумевшую инсценировку оперы Моцарта, созданную Коски в сотрудничестве со сценографами – художником Полом Барреттом и Сьюзан Андрейд из британского театрального коллектива «1927». Но, в первую очередь, не забудем о великой музыке Моцарта, благодаря которой «Волшебная флейта» уже третье столетие звучит на крупнейших оперных сценах мира.
Komische Oper – один из ведущих сценических коллективов Германии – был основан в Берлине в 1947 году режиссёром Вальтером Фельзенштейном, крупнейшим реформатором оперного искусства. Творческая программа Komische Oper была (и осталась) направлена против театральной рутины, установив неразрывную связь музыки и драматургии. Барри Коски, ставший художественным руководителем Komische Oper в 2012 году, считает своей основной задачей создание синтетического действа, впечатляющего единством всех компонентов. Его оперы «нового поколения» пользуются феноменальным успехом во всем мире. Работая с классическими музыкальными произведениями, он использует приемы кабаре, ревю, оперетты, перенося действие во многие места и эпохи, привлекая к сотрудничеству авангардных художников, аниматоров и видео-артистов. В «Волшебной флейте», опираясь на полное символов, аллюзий и метафор классическое либретто Эммануэля Шиканедера (основанное, в свою очередь, на сюжете из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» Кристофа Виланда), он выводит на сцену героев немого кино, перенося их в мир фантастической анимации, созданный художником Полом Бэрриттом. И результатом таких экспериментов стал захватывающий современный зингшпиль о волшебной силе музыки и любви. Эта необычная версия «Волшебной флейты» с успехом побывала уже во многих странах, в 35 городах мира и в ноябре приезжает в Тель-Авив.
Главная декорация для берлинской «Волшебной флейты» – занавес из потрепанного красного бархата, как в старом кинотеатре. За ним – белый экран, из которого на балкончиках «выскакивают» суетливый принц Тамино и печальная Памина, оплакивающая свою любовь, гуляка птицелов Папагено и его Папагена в образе роскошной русалки, кокетливые придворные дамы Царицы Ночи. А на экране летит ежесекундными метаморфозами анимация Пола Бэррита. Описать ее – значит рассказать сказку: хитрая Царица Ночи в виде бабочки-скелета, воодушевляющий маг Зарастро, цветы, птицы, механические головы, розовые слоны, огонь и зимний лес, в котором поет свою лучшую арию Памина, оплакивая любовь. В этой сюрреалистической анимации летит само насмешливое воображение! Невероятная проекция полностью заменила декорацию и добавила волшебства и юмора в моцартовскую оперу.
И все это не просто так: ведь именно «Волшебную флейту» – свою последнюю оперу, Моцарт написал в форме зингшпиля, а не на итальянской основе (зингшпиль – это немецкая разновидность оперы, с разговорными диалогами на немецком же языке. А обе итальянские модели оперы того времени, как сериа, так и буффа, – это оперы с поющимися речитативами и итальянскими текстами. Не менее знаменитый зингшпиль Моцарта – “Похищение из сераля”, созданный лет за 10 до “Волшебной флейты”). Премьера «Волшебной флейты» прошла 30 сентября 1791 года в Вене, а через два месяца Моцарт скончался. Изначально, кажется, что «Волшебная флейта» – это опера-сказка, в которой описывается победа добра над злом. На самом же деле, это – глубокое философское произведение, в котором есть и масонская символика (к примеру, Зарастро – итальянизированная форма имени Зороастра, почитаемый масонами как мудрец, философ, маг и астролог). Считается также, что в этой опере запечатлелся образ справедливой державы. Ну, а где наилучшим образом проявляются черты державы в наше время, как не на киноэкране? А вообще, «Волшебная флейта» – веселая, фантастическая, полная загадочных, порой мистических превращений сказка говорит о вечном поиске смысла жизни, обретении себя. «Спасите! Спасите!» – так начинается эта волшебная история, вобравшая в себя мотивы народных сказаний, о принце Тамино, который должен найти Памину, дочь Царицы Ночи, пройдя множество испытаний…
Барри Коски рассказывает об идее поставить «Волшебную флейту» с театральным коллективом «1927» так: «Волшебная флейта – самая исполняемая немецкая опера, одна из десяти самых исполняемых опер в мире. Все знают эту историю, все знают музыку Моцарта, могут перечислить наизусть персонажей. Эта опера подходит для всех возрастов – ею наслаждаются и дети, и взрослые. Но уже в самом замысле этой оперы есть немалый вызов – контрасты, сложные характеры персонажей, запутанный сюжет, а также сочетание фантазии, сюрреализма, магии и глубоких эмоций. За четыре года до того, как я решил поставить «Волшебную флейту», я посмотрел спектакль «Между дьяволом и глубоким синим морем», первый спектакль, созданный коллективом «1927». Меня мгновенно захватило сочетание живого выступления и анимации, немого фильма и кабаре прошлого века, вместе создающих уникальную сценическую эстетику. Уже через несколько минут после начала того спектакля, я понял, что это та группа, с которой я бы хотел создать свою «Волшебную флейту». То, что Пол и Сьюзан никогда раньше не работали над оперным спектаклем, стало преимуществом – в отличие от меня они были свободны от каких-либо предубеждений или ограничений, присущих оперному жанру. В результате получилась необычная «Волшебная флейта». Хотя Сьюзан и Пол впервые работали в Берлине, они хорошо знали культурный бэкграунд города, особенно Берлина 1920-х годов, когда этот город стал центром притяжения для людей искусства – художников, музыкантов, создателей немого кино. Мы трое – Сьюзан, Пол и я любим кабаре, театрально-музыкальные постановки, старые фильмы. Именно поэтому, наш птицелов Папагено – это разновидность Бастера Китона, мавр Моностатус – почти вампир Носферату, а Памина, дочь Царицы Ночи, может напоминать американскую актрису немого кино Луизу Брукс. Но наша постановка – это не просто дань уважения немым фильмам прошлых лет. У нее бесчисленное множество других эффектов и аллюзий. Хотя нет никаких сомнений в том, что мир немого кино дал нам уникальный сценический язык, который мы использовали именно так, как хотели».
Театральный коллектив «1927» был основан вовсе не в 1927 году, а в 2006-м. А 1927-й – год появления первого звукового фильма, закат эры немого кино. Главная цель деятельности коллектива – взаимодействие живой музыки и актерской игры с анимацией и видео. Первые выступления проходили в лондонских кабаре и на театральных вечерах. В 2007 «1927» сыграл свой первый спектакль «Между дьяволом и глубоким синим морем» на фестивале фринджа в Эдинбурге. «1927» за четыре года объездил всю Великобританию, выступал в крупнейших театрах мира и на престижных фестивалях. Следующий спектакль «Животные и дети занимают улицы» появился в 2010 году сначала в Сиднее и Мельбурне, а затем в Центре искусств Баттерси в Лондоне. Ему тоже был уготован успех и многочисленные фестивальные награды, в том числе, и Эдинбургского фестиваля.
Барри Коски – внук еврейских эмигрантов из Европы – родился в 1967 году в Мельбурне. В качестве режиссера он впервые попробовал себя еще в школьных спектаклях. В 1985 году Коски начал изучать историю музыки и игру на фортепиано в Мельбурнском Университете. А в 1989 году Коски поставил свою первую оперу на Мельбурнском фестивале. В 1990-м он основал театр «Гильгуль», труппа которого три года спустя поставила трилогию, включавшую знаменитого «Диббука». Коски был художественным руководителем театра «Гильгуль» до 1997 года.
Начиная с 1991 года, он ставит оперы по всей Австралии, а в 1996-м 29-летний Коски был назначен директором Фестиваля искусств Аделаиды, оказавшись самым молодым человеком, когда-либо занимавшим эту должность. Перебравшись в Европу, Коски создал множество оперных постановок. С 2001 по 2005 год Коски был одним из режиссеров Венского театра. В 2012 году Коски назначен главным режиссером Берлинской комической оперы (Komische Oper Berlin).
За дирижерским пультом в «Волшебной флейте» стоит американо-израильский дирижер и пианист Нимрод Дэвид Пфеффер, работающий также в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Нимрод Дэвид Пфеффер дебютировал с Симфоническим оркестром Метрополитен Опера в 2014-м году: на гала-концерте программы поддержки молодых артистов
Меt Lindemann Young Artist Development Program он сменил за дирижерским пультом Джеймса Ливайна. Он также активно выступает как пианист. Среди важнейших событий его фортепианной карьеры – сольный концерт в Кремле, передававшийся в прямом эфире (2007 г.); исполнение музыки Шопена в «Даме с камелиями» в постановке Американского театра балета на сцене Метрополитен-опера (2010 г.); дебют в Карнеги-холле в Нью-Йорке на сцене зала Вейла (2008 г.), а также дебют в качестве солиста с Израильским Филармоническим оркестром (2008 г.). Он дирижировал оркестром Мариинского театра и Филармонического оркестра Буффало.
В Израильской опере Пфеффер дебютировал в 2018 году с «Дон Жуаном» в постановке Каспера Холтена. В 2019 м году он дирижировал в Тель-Авиве оперой «Симон Боканегра».
******
Вольфганг Амадей Моцарт. Волшебная флейта
Новая постановка в сотрудничестве с Берлинской Komische Oper.
Дирижер – Нимрод Дэвид Пфеффер
Постановщики – Барри Коски и Сьюзан Андрейд
Анимация – Пол Барретт
Художник-постановщик и художник по костюмам – Эстер Бялас
Художник по свету – Эяль Леви-Шарон
Солисты:
Памина, дочь Царицы ночи – Алла Василевицкая, Яэль Левита
Тамино, принц – Аласдир Кент, Арон Блейк
Папагено, птицелов -Тео Хоффман, Одед Райх
Папагена – Таль Ганор, Шакед Струль
Царица ночи – Элеонора Беллуччи
Зарастро, Верховный жрец Осириса и Исиды – Тарас Бережанский
Первая дама – Таль Кецеф, Элинор Зон
Вторая дама – Таль Бергман, Анат Чарны
Третья дама – Шай Блох, Хагар Шарвит
Моностатос, мавр – Энтони Уэбб
Первый вооруженный воин – Ошри Сегев, Дорон Флорентин
Второй вооруженный воин – Яир Полищук, Пнини Леон Грубер
Первый паж – Таир Глюк, Наоми Бен-Шахар
Второй паж – Софи Саханов, Дафна Тифэрет
Третий паж – Яэль Бен-Асраф, Мая Бен-Давид
Оркестр оперы – Израильский Симфонический оркестр Ришон Ле-Цион,
Хор Израильской Оперы. Дирижер хора – Асаф Бенраф
Исполнение на немецком языке. Титры – на иврите и английском
Даты спектаклей:
Четверг, 04.11.2021, 20:00, Премьера
Пятница, 05.11.2021, 13:00
Воскресенье, 07.11.2021, 20:00
Понедельник, 08.11.2021, 20:00
Вторник, 09.11.2021, 20:00
Четверг, 11.11.2021, 20:00
Пятница, 12.12.2021, 13:00
Суббота, 13.11.2021, 20:00
Понедельник, 15.11.2021, 18:00
Вторник, 16.11.2021, 20:00
Среда, 17.11.2021, 20:00
Стоимость билетов: 195 – 445 шек.
Билеты в кассах Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/3mK2gfp
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.
Фото – © Magda Hueckel – предоставлены Израильской Оперой
Текст подготовила Маша Хинич.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting