Заглавное фото – “Пахита”. Pas de sept (первый акт). Фото- © Елена Лехова. Урал Опера Балет
Гастроли труппы «Урал Опера Балет» станут кульминацией фестиваля M.ART, который будет проходить в Тель-Авиве с 20 февраля по 7 марта 2020 года. Спектакль «Пахита», уже успевший получить главную российскую театральную награду «Золотая маска» и неформальное звание «важнейшей балетной премьеры десятилетия», будет показан 5 и 6 марта 2020 года на сцене театра «Габима».
Классика в обличье авангарда: постановщики изменили музыку, заново переосмыслили хореографию, перешили костюмы и возродили легендарную «Пахиту», придав истории девушки-цыганки новые краски, найдя место и для немого кино в стиле немецкого экспрессионизма с тапером в углу сцены, диагональными черно-белыми декорациями и бегущим титрами, передающими экспрессию диалогов героев, и для «театра в театре», сохранив классику старую и представив классику новую – эклектичную, эффектную и изысканную, с волшебными перемещениями персонажей во времени.
Екатеринбургская «Пахита» – не реконструкция хореографии Мариса Петипа балет был поставлен к 200-летию со дня его рождения и признан на фестивале «Золотая маска» лучшим событием в Год Мариуса Петипа), а абсолютно новый спектакль, основанный на старом материале. Для него была заказана транскрипция старой музыки Дельведеза и Минкуса, сделаны новые декорации, его танцуют сегодняшние молодые артисты – и новая, актуальная, современная «Пахита» несет совершенно другие идеи, нежели спектакль 1881 года. Новая «Пахита» – не реконструкция в прямом смысле слова, а интерпретация классического балета, притом, что в спектакле сохранены все линии исходного либретто, хотя неожиданные повороты сюжета – трюк новой «Пахиты».
Первая «Пахита» была поставлена маститым Жозефом Мазилье на музыку Эдуарда Дельдевеза и либретто Поля Фуше. Парижскую «Пахиту» вскоре забыли. Но через год – в 1847 году – в Петербурге ее возродил Мариус Петипа. В 1881 году в честь бенефиса в Мариинском театре своей любимой балерины – Екатерины Вазем – Петипа значительно переработал балет и добавил в него финальное Гран-па – апофеоз женского танца, и детскую мазурку на музыку, заказанную как раз у Людвига Минкуса. Это приуроченное к свадьбе главных героев Большое классическое па вкупе с па-де-труа из первого акта и уже упомянутой мазуркой и выжило в 20 веке из всего большого, полнометражного спектакля. Театр «Урал Опера Балет» вернулся к версии в трех актах: в новой «Пахите» сохранено прежнее либретто, написанное по новелле Мигеля Сервантеса «Цыганочка» о похищенной аристократке. По нотации из Гарвардского университета авторы спектакля восстановили хореографию 1881 года, сохранив знаменитое Grand pas classique и вернув на сцену несколько утраченных ансамблей Петипа. Однако вокруг старой хореографии выстроен новый спектакль, а петербургский композитор Юрий Красавин сделал свободную оркестровую транскрипцию оригинальной партитуры «Пахиты», придав старому балету современное звучание – энергию, остроту, юмор. При этом гармония и мелодия не изменились ни в одном такте. Старинную балетную мелодраму зрителю предлагается увидеть и услышать с высоты разнообразного культурного опыта 20 и 21 века, когда «Пахита» становится похожа на динамический мелодраматический сериал на сцене, представляя собой безумную историю любви, предательства, интриг и козней. Историю, переданную с иронией, очень изобретательно, с юмором, со страстями и с великолепным классическим узорчатым дивертисментом всепобеждающего танца в финале.
Художественный руководитель «Урал Балет» и постановщик новой «Пахиты» Вячеслав Самодуров считает, что классическое наследие необходимо интерпретировать – сохранить и восстановить, но внести элементы сегодняшнего дня. Не пытаться воссоздать старину, а создавать на ее базе спектакль, актуальный для зрителей 21 века. Авторы идее этой «Пахиты» – хореограф Сергей Вихарев и теоретик балетного театра Павел Гершензон – переосмыслили старое наследие, радикально трансформировали его, найдя точнейший баланс между экспериментом и каноническим отношением к классике. Безусловно, что эта «Пахита» стала этапным событием в современной истории русского балетного театра – и вскоре мы ее сможем увидеть в Тель-Авиве.
*****
«Урал Опера Балет» – Екатеринбургский театр оперы и балета – один из четырех федеральных музыкальных театров России. За десять лет он превратился в одну из главных площадок для экспериментов в своих жанрах. Каждая премьера в этом театре становится событием не только в России, но и за рубежом, а постановки – одна за другой – получают престижные премии.
«Пахита».
Музыка – Эдуар Дельдевез (1846) и Людвиг Минкус (1881) в свободной транскрипции Юрия Красавина (2018)
Либретто – Поль Фуше и Жозеф Мазилье (1846)
Дирижер-постановщик – Фёдор Леднёв
Хореография – Мариус Петипа
Постановка – Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров
Сценография – Альона Пикалова
Костюмы – Елена Зайцева
Свет – Александр Наумов
Идея проекта – Сергей Вихарев, Павел Гершензон
Премьера состоялась 22 февраля 2018. Памяти Сергея Вихарева
Балет «Пахита» в постановке театра «Урал Опера Балет» будет представлен 5 марта в 20:00 и 6 марта в 13:00 в зале «Ровина», на сцене Национального театра «Габима».
Балет в трех действиях. Продолжительность 2 часа 30 минут с двумя антрактами
В Израиле оригинальная версия балета «Пахита» в постановке Театра «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга будет представлена в рамках Фестиваля M.ART. Организатор – одноименный проект M.ART. Проводится при поддержке Романа Абрамовича.
Билеты на все события фестиваля здесь: http://bit.ly/2LbyPk4
Билеты на постановку «Пахита»: http://bit.ly/2PKsX4q
Информация о всех событиях Фестиваля M.ART здесь: https://www.israelculture.info/vesna-russkogo-iskusstva-v-izraile-s-20-fevralya-po-7-marta-2020-goda-neveroyatnoe-kolichestvo-imen-idej-i-talantov/
Текст подготовила Маша Хинич. Фото балета «Пахита»: Елена Лехова, Ольга Керелюк.
Пиар-агентство: SofiaNimelsteinPR&Consulting