Инна Шейхатович. На фото – пианист Энди Фельдбау – © photo Artist Photo Gallery PR
Многие ждали серии концертов русской музыки, ждали, что Симфонический оркестр Ришон ле-Циона исполнит гениальную Четвертую симфонию Чайковского и вместе с солистом Алексеем Володиным представит Первый, такой юный и свежий, фортепьянный концерт Рахманинова фа-диез минор, ор. 1. Серия вечеров отменилась из-за очередного витка пандемии, а немногим истинным любителям был преподнесен грандиозный подарок: сольный концерт Алексея Володина с шопеновской программой. Это было настоящее, незабываемое событие для истерзанных плохими новостями и бушующими страхами душ. Хотя оркестровых концертов эти самые души все равно просят, да и такого рода репертуар у нас все же довольно большая редкость. Художественный руководитель Ришонского оркестра Дан Эттингер уже здоров (слава Богу!), и нам возвращают русскую музыкальную программу. Только теперь солистом выступит израильский пианист Энди Фельдбау.
Объявлены даты: 5 февраля – Реховот, «Бейт ха-Ам», 6 февраля – Тель-Авив, Центр сценических искусств, 7 февраля – Ришон ле-Цион, «Гейхал ха-Тарбут».
Первый фортепьянный концерт написан Сергеем Рахманиновым в 1891 году, и первый раз исполнен ровно 130 лет назад, в 1892. Он до сих пор вызывает жаркие споры, как связи с формой, темами, изобретенными композитором, так и поводу подхода пианистов-солистов. Ломаются дискуссионные копья в вопросах трактовки Святослава Рихтера, Виктории Постниковой, самого композитора, который исполнял вторую, более зрелую, а, по мнению Сергея Прокофьева, менее интересную редакцию…
Есть и очень большие, на мой взгляд, оригиналы, которые предпочитают игру Дениса Мацуева. Критики и музыковеды всегда, и прежде, и сейчас¸ безапелляционно обвиняют автора в незрелости этого сочинения, что, как доказывает время и успех у аудитории меломанов, абсолютно неправомерно.
Концерт наполнен бурной энергией, гипнотической¸ победной, юным смятением чувств, красотой звучания. Он словно обещает и предвещает. Даже не зная, что вдохновляло автора в его работе на Концертом, слушатель невольно переносится в мир лесов, рек, в стихию природы, которая, как тексты Толстого, дает чувство единения с небом, землей, водой. Концерт захватывает и увлекает своими шифрами и масштабностью. Поэзией и нежной чувственностью. Только юный, крылатый и влюбленный Сергей Рахманинов мог стать автором таких сочинений, как Первый концерт и романтическая опера «Алеко»…
Четвертая симфония Чайковского – уникальное, невероятное сочинение. Будто вся боль и все удары личной биографии композитора, а также все трагедии неспокойного военного времени, – речь о русско-турецкой войне, потерях и драматичных настроениях в обществе, – соединились в этом музыкальном водовороте. Перед слушателем разворачивается разворачивается драма, спектакль, многоплановый и пестрый, с грозами, надрывами, пляской и гимном березам. Народная песня в финале – «Во поле березонька стояла» дань любви, восхищения родной землей. Символ и метафора русской музыки. Симфония создавалась в атмосфере возникшего в ту пору странного и тайного душевного общения с миллионершей и меломанкой Надеждой фон Мекк. Композитор называл это творение «Наша симфония». Если есть возможность ощутить строй мысли и чувства Петра Ильича Чайковского на том этапе, если искать путь, чтобы понять его ужас перед безднами рока, то здесь в помощь симфония фа-минор ор.36…
Осталось добавить, что пианист Энди Фельдбау вполне в силах нас удивить и порадовать. А участие в концертах дирижера Дана Эттингера обещает яркое и небанальное музыкальное переживание. Березовый мир возвращается.