Впервые в Израиле будет представлен одноактный балет «Кармен-сюита» от звёзд русского балета, посвящённый памяти величайшей балерины современности — Майи Плисецкой. Великую балерину помнят и чтят миллионы. Вся её жизнь была посвящена балету.
Дань памяти прославленной балерине поспешили отдать самые яркие звёзды балета Большого театра, а также Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга.
Израильский зритель сможет побывать на балетном спектакле «Кармен-сюита» в конце ноября и в полной мере оценить всю его красоту и великолепие постановки. Программа будет представлена двумя отделениями, которые включают в себя:
- Первое отделение — в Израиле впервые представят балет «Кармен Сюита», состоящий из одного акта на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875) по мотивам новеллы Проспера Мериме. Композитор Родион Щедрин.
- Второе отделение — включает в себя Гала-концерт, в состав которого входят лучшие номера, созданные Плисецкой на протяжении различных жизненных периодов на ведущих площадках мира. Исполнителями шедевров станут солисты балета Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга.
Художественное руководство проекта полностью является заслугой Юрия Петухова — народного артиста России, профессора академии имени Вагановой.
Сюжетная завязка и история
Постановка балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина обладает достаточно богатой историей. Впервые зрители смогли увидеть этот шедевр искусства 20 апреля 1967 года. Страстную и наполненную жизнью Кармен блистательно сыграла Майя Плисецкая на сцене Большого театра.
Напомним, что сюжет легендарной балетной постановки Кармен завязан на трагической судьбе цыганки Кармен и солдата Хозе, который полюбил её. Однако судьба распорядилась так, что Кармен предпочла ему молодого Тореро. Действие разворачивается на просторах Испании в 1920-х гг. Взаимоотношения героев и даже то, что Кармен в итоге гибнет от руки Хозе, предопределены Роком.
Таким образом, история Кармен, если сравнивать с первоисточником в литературе и оперой Ж. Бизе, исполнена в символическом плане и усиливается единством места действия. Трагичность любви в «Кармен» во многом напоминает другие современные постановки или кинокартины. Среди них — «Вестсайдская история» и «Табор уходит в небо».
Плисецкая как олицетворение Кармен
Высказывание «Плисецкая — это Кармен. Кармен — это Плисецкая» значит очень много. Иначе и быть не может, но о том, что рождение главного балета Плисецкой произошло случайно, знают немногие. Майя Плисецкая говорит, что так «легла карта», но мечтала она о роли Кармен всю сознательную жизнь.
Она не могла даже и подумать в далёком 1966 году, что хореограф ее мечты встретится ей зимою в «Лужниках» на вечере кубинского балета. Едва выждав первые такты зажигательного фламенко, Плисецкая поспешила ворваться за кулисы в антракте. Завидев хореографа, она спросила: «Вы поставите для меня «Кармен»?», на что тот, улыбнувшись, ответил: «Я об этом мечтаю».
Новоявленной постановке был присущ новаторский характер, а главной героине — сексуальность. Запретить балетмейстера с Острова свободы не осмеливался никто, поскольку это означало бы поссориться с Фиделем Кастро. Екатерина Фурцева, министр культуры, называла М. Плисецкую «предательницей балета» и то, что «Ваша Кармен умрёт!», на что великая балерина не растерялась и ответила: «Кармен будет жить, пока жива я».
Спустя 40 лет директором балета Большого театра становится Алексей Ратманский — последний партнёр балерины по сцене. 18 ноября 2005 года, в день возобновления «Кармен» на главной сцене страны, Майя Плисецкая произнесла: «Я умру. Кармен останется».
Постановка, полная жизни
Постановка «Кармен» сама по себе очень живая и наполненная жизнью. Великолепная музыка, звёздный состав исполнителей, которым зрители верят, сопереживая и вдохновляясь настроением.
Постановка спектакля продумана вплоть до мелочей. От начала и до конца чувствуется колорит Испании, достоверность присутствует во всём.
В каждом движении Кармен уже заложен особый смысл, протест и вызов. Характерными и узнаваемыми становятся насмешливое движение плечом, отставленное бедро, резкий поворот головы, пронизывающий взгляд исподлобья. Чего только стоит наблюдение Кармен, словно застывшего сфинкса, за танцем Тореадора, когда при помощи всей статичности её позы передаётся колоссальный уровень внутреннего напряжения.
Хайфа, 24 ноября, Аудиториум, 20:00
Ашкелон, 27 ноября, Гехаль а-Тарбут, 20:00
Иерусалим, 28 ноября, зал «Шаровер», 20:00
Тель-Авив, 29 ноября, Аудиториум «Смоларш», Тель-авивский университет, 20:00
Организатором гастролей выступит Продюссерский центр Victory Art
Подробности и заказ билетов в кассе «Браво», «Аншлаг», «Хайфские Сезоны» и «Золотая карета» (Иерусалим).
Фотографии предоставлены организаторами гастролей.
По материалам пресс-релиза