На верхней иллюстрации- картина Зелия Смехова http://www.zely-smekhov.com/
Давид Бен-Гершон. Фото StavFStudio предоставлено амутой “Нигуним Ла-Ад“
Не знаю как вы, а я люблю пробовать новые, незнакомые блюда, особенно национальные, приготовленные по классическим рецептам. Именно такое “меню”, простите, репертуар предлагает вам амута “Нигуним Ла-Ад“, специализирующаяся на еврейских музыкальных “деликатесах” классического жанра.
Как и в прошлом году, в программе второго сезона Энгелевского Фестиваля Еврейской Классической Музыки (JewishArtMusic), несколько мировых премьер в исполнении камерного хора и солистов Нигуним Ла-Ад (Леонид Аксельрод, Мария Браславски, Вера Бризели, Оксана Дорфман, Александр Злотников, Леонид Лагутин, Дмитрий Ловцов, Ирина Миндлин, Елена Тимофеева, Арье Хазан, Наталья Хаимова), а также камерная инструментальная музыка гостей фестиваля Юлии Пантелят, первой виолончели Kammerphilharmonie Graz (Австрия), Одая Вельц (виолончель)и флейтиста Мартина Сильвестера, (Германия). Аккомпанируют Хаим Тукачински и Борис Зобин.
Концерты пройдут с 24 апреля по 5 мая, а пока репетиции в разгаре. Энтузиазм певцов, особенно представляющих Израильскую Оперу понятен – ведь уже второй год у них есть возможность петь не только хор рабов из “Набукко”, но и песни свободных евреев, вернувшихся в Эрец-Исраэль, принеся с собой музыкальные сокровища диаспор Востока и Запада. Именно такую музыку создавали Йоэль Энгель и Соломон Розовский, Иосиф Ахрон и Эфраим Шкляр, Лазарь Саминский и Александр Крейн, Моше Мильнер и Михаил Гнесин – питомцы Николая Римского-Корсакова члены Санкт-Петербургского и Московского Обществ Еврейской Музыки.
В последние годы к «принцам», пробуждающим «спящую принцессу» еврейской музыки – Яше Нимцову в Германии, Александру Оратовскому в России, Sofie van Lier в Голландии, Hagai Shaham в Израиле, присоединился Евгений Кисин, открывший для себя целый «затеряный мир» музыки.
В Израиле творческий союз исследователя, Давида Бен-Гершона и музыканта Ширэль Дашевской продолжает работу, начатую Михаилом Дорфманом и Ритой Фломенбойм в Колледже Левински, при поддержке и деятельном участии Гилы Флам, директор отдела музыки Еврейской Национальной и Университетской Библиотеки, Ури Бренера, Музыкального Директора Консерватории Рон-Шуламит, Министерства алии и абсорбции, финансирующего Фестиваль.
Ширэль Дашевская, вот уже 10-й год организующая концерты вокальной и инструментальной еврейской музыки, без устали “меняющей шляпы” солиста, дирижера хора и музыкального директора Фестиваля, впервые представила хоровые произведения на тексты пиютов,псалмов и мелодий нигунов, а также хоровые фрагменты первой (и вероятно последней) сионистской (!) оперы, написаной Яковом Вайнбергом в 1923 году, исполненной в Берлине в 1937 (!) и последний раз в Карнеги-Холл в 1949-м.
Лишь некоторые из этих музыкальных сокровищ исполнялись в начале прошлого века на концертах Общества в России, в Германии, Польше и Латвии до начала Холокоста, и даже в гетто (Эфраим Шкляр, директор Еврейской Народной Консерватории погиб в 1943-м в Рижском гетто и о большинстве его произведений для хора мы знаем только по объявлениям в рижских газетах…). Рукописи,чудом сохранившиеся в неразобраных архивах, дошли до тех, кто искал эту музыку, кто верил, что она сохранилась, победив Катастрофу. Сейчас готовится к «запуску» наиболее полный нотный и аудио-архив, предназначенный для музыкантов, преподавателей и исследователей еврейской музыки (все заинтересованные могут принять участие в тестировании бета-версии архива).
Концерты хоровой и инструментальной музыки состоятся 24 апреля в Тель-Авиве, 30 апреля, в Иерусалиме, 3 мая в Ариэле, и 16 мая в Ришон Ле Ционе. 26 апреля, в Иерусалиме состоится премьера литературно-визуальной (и музыкальной) композиции Давида Бен-Гершона “Песня Птицы Грофит”. В загадочныймир повести Ш.-Й. Агнона “Эдо и Эйнам”попытались проникнуть и рассказать на чистом русском языке, актриса и певица Елена Кохоновер, композитор и музыкант Ефим Гельман и автор постановки.
1 мая, в Иерусалиме – новая программа трио Иерусалимских Див: Рут Левин, Виры Лозински и Ширэль Дашевской– яркие обработки в стиле “Идиш Танго”, своеобразном развитие аргентинского прототипа, расцветшее в Польше и в других странах Европы.
Фестиваль приглашает всех, кому приятно, что “самая музыкальная нация” (как назвал нас американский музыковед Дж.Лефлер), может гордится не только талантливыми исполнителями, но и оригинальной и аутентичной музыкой. Детальную информацию о концертах можно получить на странице Энгелевского Фестиваля на Фейсбуке