Вячеслав Гордеев – личность легендарная. Звезда мирового балета, выдающийся танцовщик из числа самых прославленных, балетмейстер, хореограф, педагог, организатор… Более двадцати лет – с 1968 по 1989 – он был солистом Большого, более десяти из них – в замечательном дуэте с выдающейся балериной Надеждой Павловой. В расцвете своей славы – в 1981 году – он дебютировал как балетмейстер, и вскоре основал собственную балетную труппу, из которой постепенно вырос Московский государственный театр «Русский балет», вскоре (с 9 по 23 ноября) приезжающий на гастроли в Израиль с двумя спектаклями – «Лебединое озеро» и «Жизель».
«Русский балет» – одна из самых активно гастролирующих балетных трупп России, однако Гордеев очень требовательно относится к качеству своих постановок, и, где бы ни выступал театр, он никогда не купирует спектакли, не сокращает количество артистов. Это непросто в условиях гастролей, однако зрители увидят по-настоящему масштабные проекты. Кроме того, «Лебединое озеро» пройдет в сопровождении симфонического оркестра и зрители смогут насладиться живым звуком музыки Чайковского, что также большая редкость для гастрольных спектаклей.
Перед гастролями Вячеслав Михайлович дал небольшое интервью по телефону:
– Уважаемый Вячеслав Михайлович! Добрый день! Скоро ваш театр прибудет в Израиль на гастроли. Для вас лично – это не первый визит в нашу страну, а вот для вашего театра – первый. Да еще с такой с такой эталонной классической программой «Лебединое озеро» и «Жизель».
– Все наши артисты с нетерпением ждут возможности показать свое искусство израильскому зрителю и надеются, что ваша публика с благодарностью примет их. Многие наши танцовщики уже бывали в Израиле как туристы, а те, кто еще ни разу к вам не приезжал, с трепетным волнением ждут возможности вступить на израильскую землю, увидеть прекрасную и удивительную страну.
– Как, по вашему мнению, израильская публика примет эту постановку?
– Надеюсь, что израильской публике предстоит пережить массу приятных впечатлений и добрых эмоций от встреч с прекрасным и романтическим одновременно. Я постарался сохранить лучшие хореографические страницы Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, но сделал акцент на динамизм режиссуры. В своей постановке «Лебединого озера» я вставил в хореографическую партитуру монолог Принца – лирическое соло, рисующее романтический характер героя. «Жизель» – это также шедевр эпохи романтизма. Премьера «Жизели» в нашем театре – а я возобновил эту постановку в редакции выдающегося балетмейстера Леонида Михайловича Лавровского – состоялась в 1991-м году. И мы продолжаем показывать это спектакль!
– Но, пожалуй, именно «Лебединое озеро» – самый востребованный спектакль, как в России, так и за рубежом. Как вы объясните популярность «Лебединого озера», созданного в 1875 году и релевантного по сей день? Почему этот балет вызывает неизменный интерес более 140 лет?
– Прежде всего, потому, что музыка Чайковского – однозначно и, безусловно, гениальна. В балете звучит и городской романс, и «дышат» поэтичные романтические страницы. Но успех балета не только в красивой и эмоционально содержательной музыке. Напомню такой исторический факт: первая постановка балета Рейзингером хоть и не провалилась, как считали многие, но, все же, триумфом балетного театра не стала. И только после того, как свои хореографические шедевры сочинили Лев Иванов, поставивший «белые» лебединые картины, и Мариус Петипа, создавший образ черного лебедя Одиллии, «Лебединое озеро» стало тем знакомым нам излюбленным произведением, несущим невероятную задушевность и искренность. Каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства.
– Какая метафора делает «Лебединое озеро» актуальным по сегодняшний день?
– Любовь! Любовь принца и принцессы побеждает чары злого гения.
– Ваш театр «Русский балет» существует уже 35 лет и считается лучшим балетным театром в Европе. В чем формула успеха?
– Еще в самом начале нашего пути мы сделали ставку на классику, на классическую составляющую репертуара. Я считаю, она была правильной и стратегически важной для развития труппы. Наше главное достижение – жемчужины классического наследия: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Коппелия» и другие; хореография Петипа, Иванова, Горского, Вайнонена… Мы всегда стремимся сохранить классику, приумноженную творчеством великих мастеров, добавляя свои авторские штрихи
И одновременно мы очень ответственно подходим к выступлениям, будь то родная московская сцена, гастроли в российской глубинке или спектакли на самых престижных подмостках Европы. Несмотря на то, что концепция у театра все-таки классическая, мы не игнорируем и современную хореографию, не чуждаемся экспериментов. Недавно я поставил балет «Последнее танго» на музыку Астора Пьяццоллы. Наш балетмейстер, заслуженный артист Азербайджана Виталий Ахундов поставил балет «Семь красавиц» Кара Караева. Но за рубеж, в первую очередь, мы возим русскую классику.
– Какими, на ваш взгляд, тремя самыми важными качествами должны обладать артисты балета?
– Прежде всего, данные и линии от Бога, удлиненность рук, ног, шеи. Линии – это самое совершенное, поэтому линиарность в балерине и танцовщике – это первое, на что мы смотрим. Второе обязательное условие для артиста балета – это драматические свойства души и тела, чувственность, драматическая краска сопереживания. И третье обязательное качество таково: он должен слышать музыку – это очень важно для балета. Музыка сразу проникает в душу зрителя и артиста и легко передается его телом.
– Что вы сами больше всего любите в «Лебедином озере»?
– В «Лебедином озере» у меня захватывает дух от адажио белого лебедя и принца. Божественная музыка, которую написал Чайковский. Адажио наполнено человеческими переживаниями, это исповедь души человека, тонко чувствовавшего и иногда болезненно переживавшего какие-то жизненные обстоятельства.
– Каковы цели вашего театра?
– Каждый год эти цели – новые. Мы все время ставим перед собой все новые и новые творческие задачи, но все-таки главная наша цель – сохранить мировое классическое наследие, при этом находя новые сценические формы и хореографический язык.
– А какова самая важная для вас составляющая в вашей работе? Что самое сложное в этом?
– Самая важная составляющая – это творческий поиск. А самое сложное в нем – это преодоление нового материала, когда возникает проблема неуступчивого материала, которую нужно пройти, преодолеть сохранив классическое наследие и при этом создать что-то свое.
В Израиль в ближайшем ноябре театр привозит две классические постановки – «Лебединое озеро» и «Жизель».
Сайт Московского театра «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева – http://www.russballet.ru/
Не пропустите! Скидки на детские билеты! В городах Израиля с 9 по 23 ноября 2017 года. Заказ билетов – здесь.
Фотографии (© М. Логвинов и © И. Фетисова) предоставлены пресс-службой Московского театра «Русский балет» и организатором гастролей компанией FGK Production