Заглавное фото – Вячеслав Самодуров. © Andrey Kalugin
Пахита – так зовут цыганку-сироту, героиню балета, которая к финалу действия узнаёт о своем благородном происхождении и обручается с любимым, французским офицером Люсьеном. Впервые «Пахита» была исполнена в 1846 году в Париже, но в историю вошла благодаря петербургской версии Мариуса Петипа. Она и легла в основу постановки театра «Урал Опера Балет». Весной «важнейшая балетная премьера десятилетия» будет показана в Тель-Авиве на фестивале M.ART.
В екатеринбургском спектакле сохранено либретто старой «Пахиты», танцевальные ансамбли Петипа восстановлены по нотациям начала XX века, а старинная музыка звучит в новой «свободной транскрипции». Однако важно, какими глазами авторы XXI столетия смотрят на причудливые повороты сюжета «Пахиты». О том, как сегодня работать с балетным наследием, а также о предстоящих израильских гастролях уральского театра — разговор с Вячеславом Самодуровым, художественным руководителем балетной труппы театра “Урал Опера Балет”.
– Когда возникла идея «Пахиты»?
– После того, как Сергей Вихарев и Павел Гершензон поставили у нас феноменальную «Тщетная предосторожность». На российской сцене это был первый подобный эксперимент: не просто реконструкция старой хореографии — небывалый подход к рассказыванию истории и визуальной составляющей. Это была потрясающая идея: хореография Петипа соединяется с живописью Ван Гога, которая создавалась в те же годы, что и «Тщетная предосторожность». И в качестве пролога исполняется «Урок танца» Бурнонвиля. Спектакль получился ярким, и публика его обожает.
Сергей и Павел были одними из первых в мире, кто начал восстанавливать балеты XIX века максимально близко к тому виде, в котором они шли на премьере. После «Тщетной предосторожности» они сказали: такой подход к наследию больше не интересен, спектакли должны получать новую жизнь. Нельзя войти в одну реку дважды. Так родилась идея «Пахиты», еще более смелая, чем идея «Тщетной…» Они спросили несколько раз: вам это нужно, вы понимаете, на что идете? Мы понимали и не сомневались в успехе. Сергей Вихарев начал репетиционный процесс, но, к сожалению, скоропостижно скончался через несколько недель, и я завершил постановку. Спектакль посвящен памяти Сергея.
– Как публика встретила премьеру?
– При каждом поднятии занавеса — аплодисменты. Это было подобно взорвавшейся бомбе. Екатеринбургская публика абсолютно всё поняла и приняла.
– Расскажите о музыке — что такое «свободная транскрипция»?
– У «Пахиты» есть оригинальная музыка, написанная в XIX веке Эдуаром Дельдевезом, потом Людвиг Минкус добавил знаменитое Гран па. Слушать эту музыку в чистом виде — скучно. Визуальный контекст действия изменился, и стало ясно, что музыка тоже должна преобразиться. Мы попросили петербургского композитора Юрия Красавина сделать новую инструментовку. И он придал старому балету современное звучание — энергию, остроту, юмор. При этом гармония и мелодия не изменились ни в одном такте.
– Многие хореографы обращаются к балетам прошлого: Мэтью Борн создал свое «Лебединое озеро», Борис Эйфман — «Красную Жизель», а вы — новую «Пахиту». Почему так важен постоянный диалог со стариной?
– Не бывает ничего нового, падающего с неба, особенно в искусстве. Все новое, как вы знаете — хорошо забытое старое. Для каждого человека важна некая точка отсчета, к которой время от времени необходимо возвращаться. Хотя все спектакли, которые вы назвали, имеют за собой разную философию.
– Если бы Петипа посетил «Пахиту» в Екатеринбурге, что бы он сказал?
– Трудно сказать. Думаю, ему бы понравилось. Петипа всегда искал новое и старался следовать своему времени — но при этом держать профессиональный стандарт. К этому стремится и “Урал Балет”.
– Где побывала «Пахита», кроме Екатеринбурга?
-У спектакля счастливая судьба: еще до премьеры его пригласил в Петербург международный фестиваль «Дягилев P.S.», потом мы исполнили его в Москве на фестивале «Золотая маска» — оба раза большой успех. Сейчас «Пахита» впервые будет показана за рубежом, а в конце сезона мы будем записывать его для телеканала MEZZO и покажем в 60 странах.
Очень хочу, чтобы израильская публика полюбила наш театр. Мы собрали в репертуаре потрясающие спектакли, и я рад, что есть возможность поделиться с Израилем хотя бы одним из них.
-В классической труппе Израильского государственного балета большая часть танцовщиков — выходцы из России. Откуда артисты приходят в “Урал Балет”?
– В Екатеринбурге долгое время не было балетной школы, она открылась пять лет назад, и первый выпуск придется подождать. Поэтому мы ежегодно ездим по школам и приглашаем выпускников: большая часть наших артистов — из Перми, Уфы, Новосибирска. Для меня важно, что наша труппа интернациональна: здесь также работают артисты из Италии, Голландии, Бразилии. Наша труппа очень мобильна, энергична и всегда готова открывать новое. Да, и еще мы очень амбициозны.
– Начав работать в Екатеринбурге, вы изменили лицо театра: обновилась труппа, появился новый репертуар, каждый сезон проходят мировые премьеры. Недавно театр изменил название…
– Когда оказываешься на новом месте, всегда начинаешь думать, как можно трансформировать это место, что привнести. Не только я работаю на результат, а весь театр. За несколько лет здесь произошли огромные перемены во всех сферах — в балете, опере, во внешнем виде театра, в том, как работают технические службы. Это коллективный труд. И я горжусь тем, что сегодня мы — один из лучших оперных театров России.
– Вы танцевали на лучших сценах мира — в Мариинском театре, Национальном балете Нидерландов, Королевском балете Великобритании. Сегодня вы — хореограф. На ваш взгляд, должен ли хореограф пройти все этапы балетного пути?
– Это желательно: любой опыт нас трансформирует и, если ты работаешь с танцовщиками, должен понимать, как мыслят их тела. Если тебе посчастливилось, и ты дошел до вершины, стал премьером труппы, — ты понимаешь, какое усилие нужно предпринять, чтобы стать центром спектакля.
– У вас есть любимая балетная партия, любимый спектакль?
– Мои исполнительские годы теперь ощущаются, как другая жизнь, так что трудно сказать. Мне просто нравилось танцевать. Я был тем сумасшедшим, для которого главное — просто быть на сцене.
– Есть ли у вас, помимо балета, хобби?
Да, очень большое и очень важное, но, к сожалению, занимающее очень малую часть моей жизни — я люблю спать. Думаю, у меня нет хобби как такового, интересы постоянно меняются. Можно сказать, моя работа — одновременно и мое хобби. Американский идеал.
– Какая судьба ожидает классический балет, будет ли он популярен в дальнейшем?
– Не хочу выступать прорицателем. Классический балет чувствует себя хорошо — «спектакли в пачках» приносят кассу во всем мире и во всех театрах. Как минимум поэтому, увядание пока не предвидится.
C Вячеславом Самодуровым беседовала София Нимельштейн
****
Балет «Пахита» в постановке театра «Урал Опера Балет» будет представлен 5 марта в 20:00 и 6 марта в 13:00 в зале «Ровина», на сцене Национального театра «Габима».
Балет в трех действиях
Продолжительность 2 часа 30 минут с двумя антрактами
В Израиле оригинальная версия балета «Пахита» в постановке Театра «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга будет представлена в рамках Фестиваля M.ART. Организатор – одноименный проект M.ART. Проводится при поддержке Романа Абрамовича.
Билеты на все события фестиваля здесь: http://bit.ly/2LbyPk4
Билеты на постановку «Пахита»: http://bit.ly/2PKsX4q
Информация о всех событиях Фестиваля M.ART здесь: https://www.israelculture.info/vesna-russkogo-iskusstva-v-izraile-s-20-fevralya-po-7-marta-2020-goda-neveroyatnoe-kolichestvo-imen-idej-i-talantov/
Фото с репетиций: Елена Лехова
Фото балета «Пахита»: Елена Лехова, Ольга Керелюк, Елена Лехова
Портреты Вячислава Самодурова: Андрей Калугин
Пиар-агентство: SofiaNimelsteinPR&Consulting