Аннетт Мессаже – звезда мирового и французского современного искусства, получившая Гран-при Венецианской Аннетт Мессаже. “Запреты 2014”. 2005 года – представляет в Тель-Авивском музее искусств свою первую в Израиле персональную музейную выставку. Выставка – тяжелая, страшная, нужная, глубокая, заставляющая думать. Это вместо вступления: на этой выставке нет веселых картинок, милых портретов и нежных закатов. На ней – сама жизнь, страшная штука, если судить по искусству Аннетт Мессаже. И если судить по тому, что происходит сегодня в мире.
78-летняя Аннетт Мессаже – знаковая фигура поколения женщин-художниц, которым впервые в истории искусства удалось встать на одну ступень с их коллегами-мужчинами. Считается, что Аннетт совершила гендерную революцию в художественном мире (как и Яёи Кусама, чья выставка продлится до 23 апреля, как Луиз Буржуа, как и Полли Апфельбмаум, и – на мой взгляд – как и Рут Шлосс, прекрасная экспозиция которой тоже проходит сейчас в Тель-Авивском музее искусств; как и… – список из сотен и сотен имен). Сейчас, в наши дни Мессаже считает, что «надо перестать рассуждать о «женском» или «мужском» искусстве – обсуждения достойно только искусство в принципе». И с ней невозможно не согласиться, хотя ее выставка – конечно, «женская». И страшная. Не все розово в розовом мире. А если честно, то вообще ничего не розово, что на первый взгляд, противоречит материалам, которые она использует в своих инсталляциях-картинах: мягкие детские игрушки, зеркала, шелковые ткани, загадочные шляпы и шлейфы, лампы, вентиляторы, фотографии, вышивка, текстиль, перчатки, туфли, цветные карандашные рисунки, фотоотпечатки в приглушенной палитре, люминесцентные лампы, чучела, фрагменты тела, Ведь из всего этого можно создать уют. Мессаже создают антитезу уюту, антитезу комфортному миру. Она заставляет почувствовать себя неловко, некомфортно, заставляет задуматься об ответственности одиночки об обществе (а не наоборот), но она ни в коей мире не заставляет почувствовать себя виноватыми – нет. По крайней мере, женщин.
Начиная с 1970-х годов Аннетт Мессаже создала множество, тысячи необычных работ. Начало ее работы совпало с периодом изменений в общественном сознании, связанных со студенческими волнениями в Париже в 1968. Тогда она заявила, что искусство может быть найдено на улице, а не только быть запертым в музеях. Первая ее инсталляция представляла собой «коллекцию» мертвых воробьев. Для них были сшиты специальные костюмы, создан особый алфавит из перьев. Художница даже дала имена своим персонажам-чучелам, следуя заветам эпохи Просвещения.
Она продолжает играть с персонажами по сей день, создавая по сути театр, многолетнюю обширную инсталляцию – безбрежную, как море, с множеством образов – как в спектакле с массовкой, маскировкой, искажениями, повторениями. Ей владеет страсть к разрушению и к беспорядку, к собирательству, коллекционированию и последовательности. Она ниспровергает общепринятые условности и представляет единое представление – театральную сюрреалистическую трагедию в повторениях, отражающих мир женщины нашего времени. Вдохновением, по ее словам, она обязана великим кинорежиссерам – Хичкоку и Годару (и академической живописи). А также сказочным персонажам. Главным героем ее авторского павильона «Casino» для 51-й Венецианской биеннале был к Пиноккио. Рассказ о приключениях деревянной куклы Мессаже превратила в 15-минутный сюрреалистический спектакль, и именно эта работа принесла ей «Золотого льва». Ее работы чрезмерны, перенасыщены, даже перегружены. Мессаже – радикальна, дерзка и не боится повторять. Повторять, пока не поймут: «Мое искусство – моя религия. Хорошее искусство должно затрагивать, волновать. Без эмоций и желаний в жизни нет смысла».
Верная значению своей фамилии – «посланница, вестница», Аннет Мессаже действительно стала посланницей фантастического и тревожного мира – мира поиска без компромиссов, мира памяти, легенд, мифологии, детства, личного пережитого опыта, мира контрастов. Контрастов между детским и эротическим, интимным и общим, забавным и болезненным, беззаботным и мрачным. И да – я не пыталась напугать: все-таки у Аннет Мессаже отличное чувство юмора, склонность к шуткам и эпатажу (говорят, что и к спиритуализму) и умение найти гармонию между чувственным и интеллектуальным. Так что если вам не до эстетического удовольствия на этой выставке, то можно анализировать визуальное решение идей Аннет Мессаже и ее пространственные конструкции. Что пища для глаз – то пища и для ума.
И напоследок – цитата из интервью Аннет Мессаже: «Искусство не изменило мир. Хотя я верю в то, что искусство может менять индивидуумов».
Наблюдательная, остроумная, даже язвительная, Аннет Массаж получила премию «Золотой лев» за французский павильон на Венецианской биеннале в 2005 г., а также Японскую императорскую премию в области скульптуры в 2016 г. Недавно она представила репрезентативную выставку в Институте современного искусства Валенсии, а также выставки в Институте Джакометти в Париже в 2018 г. и на вилле Медичи в Риме. Выставлялся в Музее изящных искусств и Музее «Город кружева и моды», 2015-2016 гг. Годом ранее у нее прошла масштабная выставка в Музее современного искусства в Сиднее, в Сеуле. Выставки Мессаже по всему миру были представлены в Музее К21 в Дюссельдорфе, в Музее современного искусства в Мехико, галерее Хейворд в Лондоне, Музее современного искусства Аспо в Финляндии, Художественном музее Mori Art Museum в Токио и Национальном Музей современного и современного искусства в Сеуле. В 2007 году ее масштабная персональная выставка была представлена в Центре Помпиду в Париже.
Дополнительная информация на сайте музея – https://www.tamuseum.org.il/he/
Выставка Аннет Мессаже «Страсть, разрушение» продлится до 3 сентября 2022 года
Приглашенный куратор – Мари Шек. Со-куратор – Галит Ландау-Эпштейн.
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств.