Точно в Пурим, в Иерусалиме, в музее Израиля открылась выставка одной картины – и всего, что вокруг нее – вокруг «Замка в Пиренеях» Рене Магритта, квинтэссенции сюрреализма. Да и само поздне-вечернее открытие выставки на фоне жутких текущих новостей было сюрреалистичным, темным по колеру, с сиреневыми сполохами, почему-то под музыку ABBA, с официально-скомканными речами, с бельгийскими вафлями в качестве шалохмонес (ну, конечно бельгийскими, в честь Магритта же!), костюмированным пуримным балом под музыки почему-то ABBA, под которую раскачивались в музейном лобби молодые люди, раскрашенные бело-голубым – облака и небо, в котелках, с прикрепленными к ним зелеными яблоками, с трубками, патефонами и другим «Личными ценностями».
И весь этот бал, вся выставка, названная «Парить с Магриттом» – вокруг парящего в бело-голубых небесах «Замка в Пиренеях», написанного Магриттом в 1959 году и полученного Музеем Израиля в Иерусалиме в 1985 году (в честь 20-летия музея) от Гарри Торчинера – друга, покровителя и заказчика Магритта. Вокруг картины, экспонируемой в небесного же цвета нише – множество других экспонатов-отсылок, обрисовывающих историю ее создания: наброски, фотографии, ранее неизвестные письма художника, архивные материалы, книги, эскизы, другие полотна – и не Магритта, и Магритта – к примеру, не менее знаменитое, чем «Замок в Пиренеях», «Поместье Арнгейм» написанное Магриттом в 1962 году по одноименному рассказу Эдгара Аллана По. Тут же представлен портрет друга и покровителя Магритта, юриста, поэта и писателя, поверенного Магритта в Америке, известнейшего коллекционера, преданного пропагандиста и летописца художника Гарри Торчинера (он был еще и политтехнологом, другом Жоржа Сименона и кем только не был…), написанный художником в 1958 году; парочка инсталляций, арт-видео, документальный фильм, принадлежавшие художнику открытки с изображением океана и старинный экземпляр «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта – полтора час удовольствия обеспечено. Чтобы продемонстрировать влияние, которое «Замок в Пиренеях» оказал на многих художников, работающих в различных направлениях, куратор Эфрат Аарон и дизайнер Михаль Альдор разместили на этой выставке работы скульптора Катинки Бок, визуальной художницы Латифы Эшак, фотографов Филиппа Рамета и Джерри Уэлсмана и дуэта художников Ральфа Науты и Лоннеке Гордейн Studio Drift. Частью экспозиции также станут предметы, связанные с короткометражкой Сола Бэса Quest, японской мангой и изображениями парящих скал из «Аватара» Джеймса Кэмерона.
Картину с изображением парящего над морем камня (точно такой у нас во дворе – сомневающимся вышлю фотографию) с появляющимся из него, вылупляющимся как птенец из яйца замком, Магритт написал по заказу именно Гарри Торчинера (1909–1998). В качестве пожеланий Торчинер просил изобразить «увенчанную крепостью веры скалу надежды», возвышающуюся над бурным темным морем на фоне ясного неба.
Магритт и Торчинер обсуждали процесс создания этой картины, доказательства чему – письма, переданные Торчинером Музею Израиля, и впервые опубликованные Музеем Израиля в 1991 году. Из дошедшей до нас переписки можно понять, что художник, который не любил перегружать свои картины второстепенными деталями, исключил множество дополнений, которые его просил внести Торчинер.
Кстати, в начале марта, в Лондоне на аукционе Sotheby’s картина Магритта «Империя света» была продана за 79 миллионов долларов – новый мировой рекорд цены на произведения бельгийского сюрреалиста. Ну, это я так, как намек – поторопитесь…
Выставка «Парить с Магриттом» продлится до 18 октября 2022 года.
Сайт Музея Израиля в Иерусалиме – https://www.imj.org.il/
Источник иллюстраций – сайт Музея Израиля в Иерусалиме