“Повторение является сущностью бытия,
и из повторения рождается понимание”
(Гертруда Стайн, “Становление американцев”, 1925)
На протяжении всей своей истории мир искусства занимала идея “повторения”. Многие поколения мастеров создавали серии, репродукции и копии своих работ. Размышления Вальтера Беньямина в первой половине двадцатого века положили начало дискуссии о статусе репродукции творения по сравнению с оригинальным произведением искусства, которое считалось “подлинным”, с тех пор и по сегодняшний день этот вопрос стал одним из ключевых в дискурсе об искусстве такого рода.
В 1968 году французский философ Жиль Делез написал свою знаменитую книгу “Различие и повторение”, на принципах которой базируется дискурс современного искусства, занимающийся вопросами и проблемами изображения, языка, истории и капитализма. В своей книге Делез утверждает, что в творческой деятельности “повторение” всегда имело отрицательную коннотацию и только уникальность произведения давала ему жизненную силу. Делез рассуждал о важности понимания понятия “различия” между одним произведением и другим, и предлагает рассматривать “повторение” как изобретение заново, “как активную силу, создающую различие”.
Данные идеи рассматриваются и изучаются на этой выставке посредством исторических и современных произведений искусства. Коллекция иудаики музея Мане-Каца включает в себя, среди прочего, ханукальные подсвечники, гранаты (декоративные фрукты), указки для чтения Торы, баночки для благовоний, таблички “шивити” и “мизрах”, бокалы для освящения (кидуш) и т.д. Коллекция состоит из нескольких сотен повторяющихся и похожих экспонатов – десятки примеров тех или иных предметов религиозного обихода. Однако более тщательное изучение данных экспонатов выявляет существенные различия между ними. Различие между этими предметами является основой для исследования, анализирующего социальные и политические условия, при которых были созданы различные предметы ритуальной утвари, исторические особенности той или иной культуры, которая обусловила их создание, а также степень индивидуального выражения создателей этих предметов.
На выставке представлены произведения искусства и предметы иудаики из коллекции музея наряду с работами современных мастеров, которые посредством своего творчества исследуют идеи повторения и различия. Их работы фокусируют наше внимание на мелких деталях – на тех самых нюансах, которые составляют основу критики мира потребления, рекламы и массового производства. Их искусство стремиться приподняться над монотонностью повседневной жизни и побуждает нас каждый раз заново, но по-разному, взглянуть на наше существование и бытие.
Участвующие мастера: Бени Эфрат, Энди Арнович, Майя Этун, Дженнифер Бар-Лев, Лилах Бар-Ами, Галь Вайнштейн, Юдит Виншель Либерман, Ян Тики, Гиль Ефман, Элен Макколлум, Михаль Неэман, Янай Сегель, Керен Анеби, Ашраф Фуахри, Таль Франк, Шауль Цемах, Моше Купферман, Галя Розенфельд, Михаль Раз, Ханан Шлонски, Лихи Торджман.
Сайт выставки – “Повторяющиеся мотивы в ритуальной утвари и в современном искусстве“.
Сайт хайфских музеев – здесь.
Текст и фотографии предоставлены музеем Мане-Каца. Заглавное фото: Энди Арнович. 4% of Us, 2011