«Я определяю себя как живописец (англ. painter), потому что моя работа про изображения (англ. images). Я никогда не отрицал, что я живописец, даже когда я перестал писать картины в 1960-х годах. Физически я больше не рисую, но я работаю, используя те же принципы».
Яннис Кунеллис, из интервью журналу ArtPulse, от 8 февраля 2013 года
Новая выставка итальянского художника греческого происхождения, Янниса Кунеллиса, одного из ярчайших представителей современного искусства, в Негевском музее искусства, создателя и главного представителя течения «арте повера» (итал. Arte Povera, “бедное искусство”),
В своих работах, часть которых создавались специально для новой выставки, художник использует объекты живой и неживой природы, составляя композиции из деталей крупных размеров. Выбор выразительных средств не случаен – это материалы, окружающие самого художника в его повседневной жизни, и предметы, находящиеся вблизи музея, в котором пройдет выставка.
Фрагмент работы Янниса Кунеллиса для музей Негева. Фото: MANOLIS BABOUSSIS
Куратор: профессор Адакьяра Зеви (Италия)
15 декабря 2016 г. – март 2017 г.
Новая выставка ярчайшего представителя современного искусства Янниса Кунеллиса откроется в Негевском музее искусства 15 декабря нынешнего года. Кунеллис впервые выставляется в израильском музее, приглашение было инициировано итальянским искусствоведом и критиком профессором Адакьяра Зеви.
Кунеллис – художник, поэт, идеолог, расширивший границы художественного языка, стирая грань между повседневной жизнью и искусством. В своих работах Кунеллис использует подручные материалы. Визуализируя диалог между природой и индустрией, он создает новые формы, трактуя их в пространстве и культурной среде, в которой они выстраиваются. В одном из его произведений приняли участие 12 живых лошадей, в другой инсталляции Кунеллис использовал пламя газовых горелок и следы копоти от огня.
Новая выставка включает в себя произведения, созданные специально для Негевского музея искусства. Выбор выразительных средств не случаен – это материалы, окружающие самого художника в его повседневной жизни, и предметы, находящиеся вблизи музея, в котором пройдет выставка.
Кунеллис не даёт никаких подсказок, только бесконечные поводы к многочисленным размышлениям. Скульптор и мастер инсталляций Кунеллис известен тем, что одним из первых стал использовать в творчестве так называемые “естественные объекты”. Яннис Кунеллис родился в 1936 году в городе Пирей в Греции. На его детство пришлась Вторая мировая война и последующая за ней гражданская война в Греции (1946-1949). С 1956 года постоянно живет в Риме, где поступил в возрасте 20 лет в Академию художеств (Accademia di Belle Arti). Специальное образование получил в римской Академии художеств. В 1960 году в первой римской галерее современного искусства открылась первая персональная выставка художника под названием «L’alfabetodi Kounellis». Кунеллис стремится раздвинуть границы традиционного искусства, ломая привычные эстетические рамки посредством использования в своих работах объектов из повседневной жизни, промышленных и нехудожественных материалов – камней, кофе, железнодорожных рельсов, шерсти, мешков с кукурузой, кактусов.
Первая серия картин Янниса Кунеллиса называлась «Алфавит Кунеллиса» («L’alfabeto di Kounellis»), прошла в римской галерее “Ла Тартаруга” (Galleria la Tartaruga) в 1960 году. Работы из этого цикла – черно-белые полотна, которые нельзя было назвать живописными: на поверхности полотен по трафарету были нанесены буквы и цифры – художник создавал в период с 1958 по 1960 год и именно они составили экспозицию его первой выставки. Во время открытия Кунеллис пел написанные им цифры, превратив т.о. данное мероприятие в некоторое подобие перформанса (по мнению самого художника перфомансом это, впрочем, не являлось). Сами работы из данного цикла представляют собой нанесенные по трафарету изображения цифр, букв, типографических символов и элементов дорожной разметки.
Под влиянием Альберто Бурри (также как Лючио Фонтана, предложивший альтернативу экспрессионизму – направление Art Informel), Кунеллис задумал создать новое искусство и продвинуть его на новую территорию. Его также вдохновляло творчество Джексона Поллока, Франца Клайна и более ранних абстракционистов Казимира Малевича и Пита Мондриана.
1963 году художник впервые начинает использовать природные объекты, используя их как элементы своих картин. На протяжении всех 1960-х годов он экспериментирует с различными материалами и формами, а в конце данного десятилетия начинает использовать животных. Наиболее известная работа Кунеллиса данного периода – «12 Live Horses». Художник ввел в пространство галереи 12 живых лошадей, которые в буквальном смысле должны были вдохнуть жизнь в это место, сделать всю выставку некой дышащей сущностью. Необходимо отметить, что художник не обозначал ни эту, ни прочие свои работы как перфоманс. В интервью журналу ArtPulse в 2013 году он говорит: “я никогда не считал это перфомансом. Живые лошади, например, выставлялись в Риме в 1969 году в галереи L’Attico в течение 15 дней. Они были расположены вдоль стен, близко к основанию здания. Я не пытался быть сенсационным, я был заинтересован только в отображении пространства, в создании образа, который будет выступать за перемены”.
В 1967 в Генуе, в галереи La Bertesca состоялась знаковая выставка “Arte povera IM spazio”, в которой принял участие Яннис Кунеллис. Куратором выставки был Жермано Челант. Именно он предложил термин арте повера (итал. Arte Povera, “бедное искусство”), для обозначения творчества различных итальянских художников того времени, использовавших «не элитарные» материалы для создания своих работ и представлявших авангард итальянского искусства того времени. Яннис Кунеллис же стал неким первопроходцем и основоположником нового течения. Материалы, с которыми работал Кунеллис, очень разнообразны: с конца 60-х годов художник использовал в инсталляциях огонь, землю, золото, что напоминало зрителю эксперименты алхимиков. Своеобразная дань уважения к Бурри – холщовые мешки, представленные не как картины в рамах, а как объекты в пространстве. Среди других материалов, которые использовал художник, – каркасы кроватей, двери, оконные рамы, вешалки для одежды.
В 1970-х – 80-х гг. Яннис Кунеллис продолжает экспериментировать со все новыми объектами и материалами. Он использует огонь, землю, золото, холщовые мешки, каркасы кроватей, двери, оконные рамы, вешалки для одежды и т.п. Постепенно его работы начинают находить отклик у публики и становятся известны за пределами Италии. В 1972 году в Нью-Йорке, в галерее Соннабенд состоялась первая выставка Кунеллиса в США и с тех пор его картины и инсталляции демонстрируются в галереях и музеях по всему миру. В это время публика начала принимать искусство Янниса Кунеллиса. В 1970-80 гг. Кунеллис продолжал расширять свою базу художественных рабочих материалов, используя в инсталляциях копоть, части шкафов, магазинные тележки, горы молотого кофе, уголь и разнообразные вещи, являвшиеся для художника символами коммерции и экономики. Эти фрагменты рассказывают об общей истории человечества и открывают внутренний смысл творчества Кунеллиса.
Среди множества образов, которые использовал Кунеллис можно выделить несколько основных. Например, с 60-х годов в его инсталляциях основными персонажами не раз становились птицы. Здесь можно отметить и подстреленных в полете воронов 1979 года, и более ранних попугаев, заменяющих собой изображения на работах 1967 года, и «птиц в клетках», введенных в пространство галереи подобно 12 лошадям.
В 1967 году Кунеллис принял участие в знаковой групповой выставке, носившей название “Arte povera IM spazio”, которая прошла в галерее La Bertesca в Генуе. Куратор выставки Жермано Челант изобрел термин Arte Povera (итал. “бедное искусство”), объясняющий использование художниками выставки “бедных” материалов для создания простого, антиэлитарного искусства.
В 70-е и 80-е годы творчество Кунеллиса демонстрировалось очень широко. Его первая большая персональная выставка прошла в 1972 году в Нью-Йорке, в галерее Соннабенд. В начале 80-х была организована персональная выставка Кунеллиса, показанная в нескольких знаменитых музеях Европы, среди которых Stedelijk Van Abbemuseum в Эйндховене; Obra Social, Caja de Pensiones в Мадриде; Whitechapel Art Gallery в Лондоне; и Staatliche Kunsthalle в Баден-Бадене. В 1985 году важная для творчества художника выставка прошла в музее современного искусства в Бордо. В следующем году в музее современного искусства в Чикаго была создана ретроспективная выставка работ Кунеллиса, которая также была показана в Musee d’Art Contemporain в Монреале. В 1989 состоялась выставка художника в музее Espai Pobenou в Барселоне. В 1994 Кунеллис организовал собрание картин, созданных им за 30 лет работы, на корабле Ionion; и эта плавучая ретроспектива прибыла в порт родного города художника Пирей. В 1997 году состоялась выставка работ Янниса Кунеллиса в Музее королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia) в Мадриде.
С 1972 года Кунеллис – постоянный участник Венецианской биеннале, в 1972 и 1982 его работы были показаны на выставке современного искусства «Документа» в Касселе. Персональные выставки художника проходят по всему мирув музеях и частных галереях. В этом году он выставлялся в Риме, Мехико, Париже и на Кубе, а теперь и в Беэр-Шеве. В 2007 году работы Кунеллиса выставлялись в одном из промышленных помещений Яффского порта, ставшим художественной галереей.
Источник биографии:
http://www.guggenheimcollection.org/site/artist_bio_80.html
Часы работы музея Негева:
Понедельник, вторник, четверг – с 10:00 до 16:00
Среда – с 12:00 до 19:00
Пятница и суббота – с 10:00 до 14:00
По воскресеньям музей закрыт.
Сайт музея: www.negev-museum.org.il
ул. Ха-Ацмаут, 60, Беэр-Шева
тел.: 08-6993535
Заглавное фото – фрагмент работы Янниса Кунеллиса для музей Негева. Фото: MANOLIS BABOUSSIS