Источник верхней иллюстрации (© bway-digital) – фейсбук https://www.facebook.com/events/3512454275472118/
Чтобы никому не было скучно в праздник 🍋 !!!
Далее огромный текст про Хайфский кинофестиваль – мой подарок человечеству. Картинок нет, потому как много слов. Зато на сайте фестиваля – и фотографии, и трейлеры, и описания, и перекрестные ссылки. Подробности – в нижеприведенном тексте.
36-й Международный кинофестиваль в Хайфе • Разумеется, онлайн • С 3 по 10 октября в дни праздника Суккот • Полная программа и билеты https://www.haifaff.co.il/ • Фильмы со всего мира • Фильмы, отмеченные наградами других фестивалей • Израильские премьеры • Фильмы для всей семьи • Документальное кино • Полуночное безумие• Встречи и беседы в сети • Все с вами на экране у вас дома • Фильмы разбиты на полтора десятка категорий — конкурсные, израильские, документальные, анимационные, триллеры и т.д. Для тех, кто любит смотреть новые фильмы на русском языке — категория «Восточнее Запада» – фильмы не только из стран СНГ, но и из стран бывшего Восточного блока – Болгария, Венгрия, Чехия.
36-й Хайфский кинофестиваль – самый первый из кинофестивалей в Израиле – проводится с 1983 года (Иерусалимский кинофестиваль появился в 1984 году; «Док-Авив» – совсем молод, существует с 1999 года; не говоря уже о таких «юных» фестивалях, как фестиваль студенческого кино, анимации, кино австралийского и французского, или Хайфского же, но фестиваля независимого кино – в основном на арабском языке) всё-таки состоится, несмотря на недавнее заверение мэра города Эйнат Калишер об отмене двух традиционных городских Суккотних фестивалей – кино- и театров для детей. Кинофестиваль, отмененный в реале, быстро переориентировался в связи с веяниями моды, став фестивалем онлайн, благодаря чему изменил свой сайт, разобраться раньше в котором не было под силу никому.
Сайт стал понятным, удобным, доступным и, изучив его, могу сразу обратить ваше внимание на несколько вещей: фильмов в программе – более 200, каждый фильм будет транслироваться несколько раз, цена одного просмотра – 25 шекелей, но можно купить абонемент за 450 шекелей на ВСЕ просмотры, можно приобрести абонементы на просмотр 5 фильмов за 100 шекелей, или 10 за 180. Если вы что-то не поймете или не найдете, то есть информационный центр с телефоном *9300, который в дни работы фестиваля – в дни праздника Суккот с 3 по 10 октября – будет работать ежедневно с 9:00 до 24:00. Многие художественные фильмы связана тематически с фильмами документальными или к ним «привязаны» беседы с создателями фильмов, часть – на русском языке. Все фильмы снабжены титрами на иврите. У всех фильмов есть трейлеры, выложенные на сайте. Выбирайте!
В прежнюю эпоху на открытие Хайфского фестиваля собиралось полгорода и тысячи любителей из других городов. За все дни фестиваль посещали около 300.000 человек. Фильмы демонстрировались в течение десяти дней, в пяти залах, с утра до полуночи. Это действительно заметное в мире событие, куда приезжаи/будут приезжать звезды и деятели киноиндустрии, в том числе практически каждый год из России. К примеру, Андрей Звягинцев показывал здесь своего «Левиафана» и «Нелюбовь», Алексей Герман-младший – «Довлатова», Алексей Федорченко – «Войну Анны». Приезд заметных режиссеров – не только из России – доказательство того, что израильское кино в мире ценят. В этом году с участниками фестиваля можно будет общаться онлайн, точнее приобщаться к беседам, которые будут с ними организованы в рамках специальных мероприятий в виртуальной форме: как, например, диалоги с создателями фильмов, которые ведут израильские актеры, журналисты и кинокритики. Зрители же, оставаясь дома – смотрят, слушают и задают вопросы в чатах в realtime формате.
В программе фестиваля множество просмотров – уже известных фильмов и совершенно новых, ретроспективы и ремейки. Стоит отметить, что в прошлом году на фестивале показывался израильский фильм «Кожа» режиссера Гая Натива – фильм лауреат «Оскара» – рассказывающий о проблеме преступлений на почве ненависти и их последствиях. В этом году в программе – призеры последнего Венецианского и других кинофестивалей.
Программа фестиваля всегда актуальна и всегда отличается высокими художественными стандартами, ставкой на разнообразие, плюралистическими взглядами на сосуществовании и важность мира. Большинство фильмов, участвующих в программе фестиваля, уже отмечены наградами и участвовали в известных мировых кинофестивалях. В этом году – повторю еще раз – из-за ограничений Covid-19 фестиваль будет проходить только в виртуальном формате. Зато фильмы фестиваля сможет увидеть каждый киноман во всем мире.
Надо сказать, что на фестивале как на любом уважающий себя фестивале, проводятся конкурсы: международный конкурс под названием «Кармель» и два израильских конкурса – документального кино и короткометражного, а короткометражный в свою очередь предполагает призы за лучший студенческий фильм, лучший независимый фильм и лучший анимационный фильм.
И! Потому! Начнем с того, с чего нельзя не начать – с «Дау» Ильи Хражановского.
Описывать фильм не буду – затея полностью описать мультимедийный проект «Дау» пока никому не удалась, и посему о фильме созданы уже тысячи статей, опубликованы тысячи откликов, ругательных и хвалебных, смысл которых сводится к одному – это надо смотреть. На Хайфском фестивале онлайн 7 и 9 октября можно будет посмотреть ту часть проекта, которая называется «Наташа» – 145 минут самой скандальной части проекта Ильи Хржановского о буфетчице в секретном советском научно-исследовательском институте 1950-х годов, переживающей унижения и пытки КГБ. Буфет – это сердце вселенной «Дау», сюда заглядывают все: сотрудники института, ученые и приезжие иностранные гости. Однажды вечером Наташа оказывается в постели с приехавшим в гости французским ученым, а на следующий день ее вызывает на допрос офицер КГБ.
«Дау. Наташа» – часть 700-часового цикла Ильи Хржановского, показанного в Париже, Берлине и Лондоне в 2019 году. Как и весь проект, этот фильм снят без сценария, героев играют непрофессиональные актеры. Возможно, «Наташа» – это самый бескомпромиссный фильм из цикла, куда входят уже 16 фильмов. Наташа (Наталья Бережная) и ее младшая коллега Оля (Ольга Шкабарня, обе — непрофессиональные артистки и дебютантки в кино) работают в институтской столовой. Туда приходят перекусить и выпить ученые, международные гости Института, охрана. Однажды в буфет приводят биофизика из Франции Люка Биже (его играет биофизик из Франции Люк Биже); по случаю удавшегося эксперимента с его участием решают устроить пьянку. Непривычно бурное для европейского гостя застолье, выпивка на брудершафт, неловкие попытки перевести на английский тосты и анекдоты. Люк и Наташа заканчивают вечер в постели. Наутро наступает похмелье, близости приходит конец, как и смутным надеждам. Вскоре Наташу вызывает на допрос местный руководитель КГБ Ажиппо (ныне покойный Владимир Ажиппо, в прошлом — кадровый офицер КГБ), который обвиняет буфетчицу в связи с иностранцем и вынуждает ее подписать бумаги о «добровольном» сотрудничестве с органами. Собственно, вот и весь фильм.
Илья Хражановский – сын недавно отметившего 80-летие классика российской анимации Андрея Хржановского, чей фильм «Нос или Заговор «не таких»» также представлен в программе фестиваля 6 и 9 октября. Его фильм «Полторы комнаты» по рисункам, прозе и стихам Иосифа Бродского показывался на Хайфском МКФ в 2009-м году. «Нос или Заговор «не таких»» – новаторский реквием русскому авангарду. Этот фильм, уже получивший Специальную премию жюри на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси во Франции, показывавшийся и на Роттердамском фестивале, Хржановский посвящает первопроходцам в искусстве, людям, опередившим свое время и набравшимся смелости идти против течения. Главными героями фильма стали писатели Николай Гоголь и Михаил Булгаков, режиссер Всеволод Мейерхольд и композитор Дмитрий Шостакович. Фильм основан на двух великих творениях двух гениев: повести Николая Гоголя «Нос» и опере Дмитрия Шостаковича «Нос». Используемые техники: рисунок на бумаге, вырезки, компьютерная графика, живое действие. Право на экранизацию оперы 1930-года Дмитрия Шостаковича «Нос» Хржановскому дал сам композитор еще в 1960-х годах. Музыка Шостаковича, проза Гоголя, воспоминания Булгакова, живопись Филонова.
Цирюльника, который пытается избавиться от отрезанного носа, здесь преследуют городовые и советские пионеры, а гоголевские образные дамы света, заскучав в опере, заглядывают в свои телефоны. А вообще-то нос – это сон наоборот, анаграмма и потому фильм состоит из трех частей – трех снов.
Коли уже речь зашла о российском кино, обратите внимание на то, что на фестивале будет показываться дебютный полнометражный фильм «На дальних рубежах» режиссера Максима Дашкина, прибывающий в Хайфу сразу после его мировой премьеры на Московском фестивале, приглашающий в невидимый мир семей военных, закрытого общества с его скрытыми механизмами и представляет собой интригующую драму. Российская военная база, Киргизстан. У Марии, жены заместителя командира базы, завязываются отношения с сослуживцем мужа. Стремительное развитие их романа трагически и необратимо меняет жизнь Марии и ее семьи. Максим Дашкин сам вырос в семье военного – и потому такому кино хочется верить заранее. Максим Дашкин родился в семье военнослужащих в Рязани. После окончания института по специальности психолог, Максим начинает работать в рекламном бизнесе – Москва, Нью-Йорк, Сан-Франциско. В 2007 году его рекламная кампания для Unilever выигрывает Gold Global Effie и Бронзового Льва на Каннском Фестивале рекламы. Позже Максим Дашкин окончил киношколу Нью-Йоркского университета Tisch School Of the Arts по специализации режиссёр и сценарист. С 2007 года снимает документальные и игровые фильмы.
Еще один российский фильм – «Простой карандаш» режиссера и сценариста Натальи Назаровой. История современной жены декабриста, пробующей изменить суровые российские нравы силой искусства. Премьера состоялась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где картина получила специальный приз жюри. Также фильм получил две премии фестиваля российского кино в Онфлёре в Нормандии во Франции: в категории «Лучший фильм» и «Приз зрительских симпатий» в 2019 году.
Питерская художница Антонина (Надежда Горелова) приезжает в небольшой городок на севере России к своему мужу, отбывающему наказание в колонии. Она устраивается на работу учителем рисования в школу, где сталкивается с местными порядками. В городе работает единственная фабрика — она производит простые карандаши. В здешней тюрьме отбывает срок за политические взгляды ее муж Сергей (Владимир Мишуков), известный питерский художник. Антонина устраивается в местную школу учителем рисования и, как полагается русскому интеллигенту, начинает искать в народе глубинное и доброе.
«Красный шарф» – фильм еще одного киноклассика, Петра Мостового – это фильм уже израильский, но о жизни еще советской. Показан будет 3 и 10 октября.
«Красный шарф» – это фильм–биография, история режиссера коммунистического Советского Союза, автора множества документальных фильмов, вошедших в историю мирового кино.
Это история человека, далекого от политики и общественных страстей, человека, который считает, что тоталитарный режим его не касается. Однако жизнь вокруг него движется по законам коммунистической власти. А наш герой вопреки своей воле втянут в ход коммунистического абсурда. Петр Мостовой написал сценарий этого фильма совместно с израильским публицистом Владимиром Бейдером. В фильме заняты актеры Виталий Воскобойников, Илья Доманов, Роман Индик, Виталий Новик, Олег Родовильский, Сергей Руденя. Кстати, часть бюджета на съемки этого фильма выделил государственная корпорация вещания «Кан» – случай нечастый.
«Берлин. Александерплац» – трехчасовый фильм–переосмысление знаменитейшей книги 1929 года моего любимого писателя Альфреда Дёблина, поставленный одним из самых интересных молодых режиссеров в Германии Бурханом Курбани, старая история в новом свете.
И тут вы возразите – а как же фильм Райнера Венера Фассбиндера 1980 года – фильм реалистический и эпический об аутсайдерах, расизме и природе современного Берлина? Новый фильм Бурхана Курбани отталкивается от романа Дёблина. Сюжет же таков: когда Франциск – беженец из Африки – высаживается на побережье Южной Европы, он дает клятву Богу. Отныне он хочет быть новым человеком, лучшим и порядочным. Вскоре после этого Франциск (как не вспомнить Франциска Ассизского) оказывается в Берлине, где понимает, как трудно быть праведным, когда ты нелегальный беженец в Германии – без документов, без гражданства и без разрешения на работу. И когда он получает заманчивое предложение от напористого немца Райнхольда заработать легкие деньги, Франциск сначала сопротивляется искушению, но затем оказывается в среде берлинских наркодилеров.
Притча о жертвах глобализации? Возможно как и фильм «Маленькие красивые лошадки» греческого режиссера Михалиса Констанатоса (Греция, Бельгия, Германия 2020). Тоже мало веселого: этот фильм – замысловатый экзистенциальный триллер, созданный под влиянием экономического кризиса в Греции и вызванным им последствиями – как географическими, так и психологическими. После стихийного бедствия Алики и ее муж Петрос уезжают со своим маленьким сыном Панайотисом в провинциальный приморский город в поисках убежища. Работая на временной работе, Алики и Петрос пытаются восстановить свою жизнь, чтобы вернуться домой в Афины.
Еще один фильм, поставленный по литературному произведению (фильмы на основе книг – отдельная категория фестиваля, там есть даже «Пиноккио»!) – безусловный фаворит фестиваля фильм «Ассандира» итальянского режиссера Сальваторе Мереу, прибывающий в Хайфу сразу после Венецианского фестиваля. Фильм этот поставлен по известному роману «Ассандира» Джулио Анджони. Промокший до нитки Константино прячется в стоге сена. Проливной дождь только что потушил пожар, который за одну ночь опустошил Ассандиру, усадьбу, спрятанную глубоко в лесах Сардинии. Но дождь не утолил боль, бесконечное сожаление о сыне, погибшем в огне, о сыне, которого он не смог спасти. Первыми прибывают карабинеры и молодой следственный судья: Константино пытается рассказать им, что произошло прошлой ночью, объяснить, как все началось …
«Ассандира» – не единственный гость из Венеции. Чилийский режиссер Тео Корт покажет на фестивале снятый слегка в кафкианском, одноврменно замедленном и статичном стиле фильм «Белое на белом», за который он получил приз за лучшую режиссерскую работу на 76-м Венецианском международном кинофестивале. Фильм рассказывает об истории исчезновения коренного населения Патагонии, увиденной глазами фотографа Педро, которому не повезло оказаться на Огненной Земле. Безжизненные пейзажи, непрекращающийся ветер, зима, которая кажется бесконечной, и жизнь, синонимом которой становится безнадежность. В начале двадцатого столетия фотограф Педро (в исполнении выдающегося чилийского актера Альфредо Кастро) приезжает на Огненную Землю, чтобы запечатлеть брак влиятельного землевладельца. Но свадьба все время откладывается, и, очарованный красотой юной будущей невесты, герой нарушает правила и остается лицом к лицу с землей, неразрывно связанной с насилием и геноцидом коренных народов. Отправной точкой для второго фильма Тео Корта стали снимки массовых расправ над индейским народом селькнам. Свое гипнотическое антиколониальное послание режиссер, сам фотограф по первому образованию, стилизует под фотоискусство начала 20 века.
Я упомянула «Пиноккио», уже получившего множество наград – а как иначе, когда в главной роли папаши Джепетто «оскаровский» лауреат Роберто Бениньи. Вот подробности: режиссер – Маттео Гарроне; производство – Италия, Франция, Великобритания. 2019 год, 124 минуты .
Пиноккио возвращается на киноэкраны в новой экранизации классической истории деревянной марионетки, которая мечтает стать настоящим мальчиком. Фильм и получила множество наград. В этом точном переосмыслении легендарной классической детской сказки 1883 года Карло Коллоди, режиссер и соавтор сценария Маттео Гарроне создает фантастический мир тайн и чудес с Роберто Бениньи в главной роли.. Вдохновленный посещением кукольного спектакля, меланхоличный и бедный Джеппетто вырезает марионетку и удивляется, когда она внезапно оживает. Это сын, которого он всегда желал – Пиноккио. В роли Пиноккион Федерико Иелапи.
А вот фильм «Контора» – выбрала его за название и за то, что он также отражает глобализацию: фильм японский, премьера прошла на Таллиннском фестивале «Темные ночи», где «Контора» был удостоен приза «За лучший фильм», а оператор фильма – Максим Голомидов, уже несколько лет живущий в Токио.
Сюжет таков: когда умирает ее любимый дедушка, Сора пытается разделить свое горе с отцом, живущем вдалеке. Она находит дневник деда времен Второй мировой войны , что заставляет ее отправиться на поиски клада, в то время как появление таинственного бродяги меняет отношения между дочерью и отцом. Эмоциональное путешествие между прошлым и настоящим, реализмом и магическим реализмом, семейной драмой и поэтической аллегорией. Отточенная черно-белая кинематография и яркое исполнение еще больше добавляют очарования этому фильму.
Коли речь зашла о Японии то скажу, что в разделе «Семейный показ» будет показана полнометражная анимационная лента «Дети моря» – анимэ-адаптация книги манга Игариси Дайсукэ (так что в этот фильм можно отнести и к категории «литературные фильмы»). «Дети моря» – это экологическое приключение с потрясающей анимацией и прекрасным саундтреком – переносит в завораживающую тайну океана.
Первый день летних каникул у Руки не задался. Сидеть дома девочка не хочет, поэтому отправляется в океанариум, где работает её отец. Там она знакомится с необычным мальчиком Уми, которого 10 лет назад вместе с братом Сорой обнаружили возле филиппинских берегов. Они выросли в море и теперь их подвергают тщательном обследованию. В это время морские обитатели по всему миру начинают странно себя вести, океанологи ожидают некий морской фестиваль, а Сора показывает Руке падающие в море метеориты. Лето обещает быть интересным.
Как обещают быть интересными для кинолюбителей и дни праздника Суккот. Вот еще одна кинопричина – ретроспектива на фестивале фильмов выдающегося французского режиссера Эрика Ромера, одного из лидеров «новой волны», занимающего особое место не только во французском, но и в европейском кино. Как и многие его коллеги, Ромер начинал как кинокритик – после смерти Андре Базена занимал пост редактора ведущего журнала «Кайе дю синема». Дебютировав в 1959 году фильмом «Под знаком льва», все свое последующее творчество он предпочитал делить на циклы: «Шесть нравоучительных историй», «Комедии и поговорки», «Сказки времен года». В этих лентах его прежде всего интересуют вопросы морали, поставленные в традициях французского рационализма. Ныне Эрик Ромер – один из живых классиков мирового кино. Среди прочих на фестивале будут показаны фильмы Ромера «Коллекционерка», знаменитая лента «Колено Клер» – один из лучших фильмов Ромера, «Любовь после полудня» – последний фильм из цикла «Шесть нравоучительных историй». Все эти фильмы цикла замечательно сняты выдающимся оператором Нестором Альмендросом, полноправным соавтором режиссера и сценариста Ромера.
«Дом волка» – полнометражный анимационный фильм для взрослых.
Давным-давно где-то на юге Чили Мария сбежала от культа немецких религиозных фанатиков. Она укрылась в доме в лесу, и этот дом, как во сне, отреагировал на чувства Марии и превратил ее пребывание в кошмар. Братья Гримм встречаются с Дэвидом Линчем в этом мрачном и дерзком мультфильме. Кинорежиссеры Хоакин Косинья и Кристобаль Леон проводят параллели с Колонией Дигнидад, печально известном месте пыток времен режима Пиночета, и используют методы остановки движения с элементами различных басен, фотографии, рисунка, скульптуры и сценического перформанса, создавая уникальный фильм об одном из самых мрачных периодов Чили.
Узнать больше о мрачной истории колонии Дигнидад можно из отмеченного наградами документального фильма Эстефана Вагнера и Марианны Хуген-Морага «Песни репрессий», который также быдет показан в программе фестиваля в разделе документального кино. «Колония Дигнидад – немецкое поселение в Чили, основанное в 1961 году главой немецкой секты Паулем Шефером и ставшее политической тюрьмой, используемой тайной полицией Чили для пыток и убийств лиц, неугодных режиму Пиночета).
И еще о документальном кино – не менее интересном и прекрасном, чем художественное, анимационное, детское, взрослое и «литературное».
Max Richter’s Sleep режиссера Натали Джонс из Англии. Фильм о современном британском композиторе и музыкане немецкого происхождения Максе Рихтере, прославившегося благодаря фильму «Вальсу с Баширом» Ари Фольмана, получившему «Золотой глобус» – чувствуете ветер глобализации? За музыку к «Вальсу с Баширом» Макс Рихтер был признан лучшим кинокомпозитором 2008 года по версии Европейской киноакадемии. А вообще-то он автор музыки к десяткам художественных и документальных фильмов. Документальный фильм рассказывает о Рихтере и его творческом партнере, художнике и режиссере Юлии Мар, когда они организуют грандиозное представление его знаменитого 8-часового опуса SLEEP на концерте под открытым небом в Лос-Анджелесе.
«Земля голубая, будто апельсин» – полнометражный документальный фильм 2020 года режиссера Ирины Цилык (полнометражный дебют режиссера). Фильм получил награду за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс» В США. Украина, Литва. 2020 г.
36-летняя мать-одиночка Анна и ее четверо детей живут в Красногоровке в прифронтовой зоне Донбасса в Украине. В то время как внешний мир состоит из взрывов и хаоса, семье удается сохранить свой дом в качестве безопасного убежища, полного мира и света. Каждый член семьи страстно увлечен кино, что мотивирует их снимать фильм, вдохновленный их собственной жизнью во время войны.
Название фильма взято из стихотворения поэта Поля Элюара (у него, правда, – «Земля вся синяя как апельсин». Интимный и яркий документальный фильм – свидетельство стойкости человеческого духа и силы кино.
«На самом деле, наш фильм не о войне, она выступает здесь лишь фоном. Это фильм о взрослении. О балансировании между войной и миром. О самотерапии с помощью кино. И о многих других вещах, которые могут быть близкими и понятными разным людям в мире» – говорит Ирина Цилык.
He Dreams of Giants. «Он мечтает о гигантах».
Режиссерs: Кейт Фултон и Лу Пепе. Великобритания. 2019. 84 минуты.
Кинорежиссер Терри Гиллиам начал снимать «Человека, который убил Дон Кихота» в 2000 году (история этого фиаско прослеживается в фильме «Затерянные в Ла-Манче», также включенном в программу фестиваля). «Он мечтает о гигантах» продолжает историю Гиллиама 17 лет спустя, когда тот, наконец, запускает фильм в производство и снова пытается закончить его. Перед ним стоит множество новых препятствий: бюджетные ограничения, история компромиссов и завышенные ожидания, усугубленные неуверенностью в себе, последствия старения и назойливый экзистенциальный вопрос: что остается художнику, когда он завершает проект? В «Мечты о гигантах» сочетаются оригинальные кадры фильма Гиллиама с откровенными интервью и архивными съемками, представляя портрет художника и размышления о ценности творчества.
Ну и напоследок «наша тема» в документальном кино – Winter Journey – «Зимнее путешествие» датского режиссера Андерса Остергарда.
Американский радио-ведущий Мартин Голдсмит никогда не знал, что на самом деле произошло с его родителями Георгом и Розмари до их побега из Германии в 1941 году. Но когда он проводит выходные со своим отцом, то мы переносимся в 1930-е годы, когда его родители были талантливыми музыкантами. После того, как в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, они могли выступать только в качестве членов Еврейской культурной Федерации, пропагандистской организации, полностью контролируемой Йозефом Геббельсом и палатой культуры Рейха.
«Зимнее путешествие» использует редкий и замечательно отредактированный архивный материал и реконструкцию разговоров Мартина Голдсмита со своим отцом. Сам Голдсмит – невидимый интервьюер, а известный швейцарский актер Бруно Ганц, скончавшийся в прошлом году, исполняет в своей последней роли роль отца Мартина Голдсмита.
Описать все фильмы выше даже моих сил. Вся подробнейшая информация, включая трейлеры, находится на сайте фестиваля и надо сказать, что эта информация, на мой взгляд, практически бесконечная.
https://www.facebook.com/haifafestival
https://www.facebook.com/events/3512454275472118/
Маша Хинич