Заглавная иллюстрация: Михаэль Гросс. Дом в пейзаже. 1970-й.
Этим летом Хайфский Музей Искусств показывает выставку, посвященную его же, музею, 70-летию. На прошедшей еще до открытия выставки презентации для журналистов выступил новый главный куратор музея, д-р Коби Бен-Меир, перешедший в музей Хайфы для взрослых из музея Иерусалимского для детей – из музея Израиля в Иерусалиме, где он заведовал детским отделом. И потому в музее Хайфском, на новой выставке появились детские комнаты –сразу две. Комнаты, где дети, пока взрослые, бродя по трем экспозиционным этажам, вникают в семь десятилетий перипетий социального активизма, реализма, живописи, прений и дебатов вокруг 8000 единиц хранения, могут кувыркаться, резвиться и всеми чувствами воспринимать искусство и материал.
8000 единиц хранения – много это или мало? Это – как раз точно на коллекцию Хайфского музея и стоит отметить, что половина работ этого собрания были подарены или завещаны хайфскими и не только художниками и их семьями и наследниками. Работы, часть из которых стали каноническими, и уже сами формировали дальнейшее развитие искусства.
Суть выставки «Хайфский путь» – история, топография, люди и пейзажи Хайфы. Но не только и не сколько. Парижские дворики, к примеру, тоже есть, как и работы Диего Риверо (дар художника Моше Гата, ученика Риверы) – а там сплошь Мексика. Выставка прекрасная, в меру политкорректная, выстроена суперграмотно – то есть завлекательно и увлекательно. Так, что в ее залы хочется вернуться, пройдя через анфилады и лабиринты комнат, коридоров и лестниц здания – бывшей школы для девочек, построенной англиканской миссией в 1930 году.
Можно написать диссертации о каждом этаже выставочного пространства, даже о каждом экспонате, его истории и о судьбах художников. Здесь представлены работы Ори Рейзмана, и Моше Купфермана, и Ханны Леви, и Леи Никель, и Хагит Лало, и Гершона Книспеля, и Моше Гершуни, и Михаэля Гросса (в музее 70 его работ – по одной на каждый год существования музея), и Рут Шлосс, и Нафтали Безема, и Менахема Шеми, и Нелли Агаси, и Идо Маркуса, и Яэль Балабан, и Анны Лукашевской, и далее, и далее, и далее – все-таки семь десятилетий собирали коллекцию.
В музее, наконец, появился обещанный всем прежними директорами и руководителями, аудиогид на русском языке; возможно, когда-нибудь появятся и таблички на русском языке, наверное, при следующем правительстве. Для того чтобы воспользоваться аудиогидом, нужно отсканировать код QR, который расположен при входе на тот или иной этаж музея (всматривайтесь в стены возле перил). Зачем, собственно говоря, нужен QR? Неужели без наушников нельзя любоваться и радоваться? Можно, но объяснения аудиогида (или просто гида – на экскурсиях) помогут понять, что представляет собой Хайфский музей искусств, как формировалась его коллекция, и как музей будет развиваться в будущем (если глобальное потепление позволит).
Хайфский музей искусств был основан в 1951 году, стал одним из первых художественных музеев страны. Первой выставкой в нем стала большая репрезентативная экспозиция Марка Шагала. Выставка «Хайфский путь» обрисовывает именно путь, тот художественный тракт, те культурные коды, благодаря которым музей стал тем, чем стал – крупным музеем на севере Израиля. Стал воо многом благодаря Габриэлю Тадмору, искусствоведу и художнику, руководившему музею четверть века. Тадмор ценил израильский абстракционизм ( и я, и я… – хочется подпрыгивать от чувств) и потому в музее на нынешней выставке практически целый зал посвящен работам Ханы Леви и Хагит Лало. Да – скульптура с фотографией не забыты, не всё же живопись, хотя она преобладает…
А дальше – история… История современного израильского искусства, развитие которого на этой выставке представлено с точки развития города: Хайфа, ее истории, ее жители, ее рабочие, ее нищие и денежные мешки, молодежь и старцы, ее трагедии, драмы, драки, местные революции, пейзажи, горы, море, порт, все коллизии и противоречия, столкновения социальные и этнические – все то, что не снилось жившему на Кармеле аристократичному лорду Лоуренсу Элифанту и его секретарю Нафтали Герцу Имберу, сочинявшему слова нашего гимна о надежде. Какая она – хайфская надежда?
«Хайфский путь» – это взгляд на израильское искусство с точки зрения городской истории, пейзажей, ландшафтов, даже хайфских сплетен… это Хайфа во главе угла – художественного. На выставке представлены почти что все-все-все, но есть и те, кто равнее – хотя бы по количеству работ: Михаэль Гросс, Батиа Гроссбард, Ханна Леви, Гершон Книспель. Собственно, это и не удивительно – их работы составляют значительную часть музейной коллекции, как и работы арабских художников, которые Хайфский музей и его кураторы постоянно представляют практически на всех экспозициях последних лет. Один из них – Абед Абди, немало работ которого представлены и на сей раз на «Хайфском пути».
На выставке отражена и уникальная хайфская топография, предлагающая два взгляда: на первом этаже представлен close-up, крупный план, обращенный на личность, на взаимоотношение индивидум-общество; а также на те социальные и политические вопросы, которые возникают в результате этого взаимодействия. Это реакция на непосредственное физическое окружение музея — районы Адар-Кармель, Вади-Ниснас и Вади-Салиб. Верхний этаж представляет собой панорамный взгляд с горы Кармель на природу, пастбища, сельские и городские ландшафты. На этом этаже представлены как фигуративные, так и абстрактные работы. Здесь уже чувствуется очарование города, его воздуха, его зелени и солнца. Но выходишь на улицу – там одно солнце, без воздуха и зелени, так что лучше вернуться в прохладные залы и пройтись по ним еще раз.
****
Доктор Коби Бен-Меир – новый главный куратор Художественного музея, вступил на должность в январе 2021. Данная выставка является его дебютной работой, основанной на изучении коллекции музея. Коби Бен-Меир в течение 17 лет работал в Музее Израиля в Иерусалиме, создавая образовательные выставки. Его докторская диссертация посвящена пути в современном искусстве как выражению социальных и политических проблем. В 2017-2019 гг. он был научным сотрудником факультета Истории искусств в Свободном университете Берлина.
По выставке также будут проводиться русскоязычные экскурсии. Ближайшая даты экскурсии: 31.7, суббота, в 13:00. Экскурсии являются бесплатными в рамках проекта Министерства культуры “Израильская суббота”, который позволяет музеям Хайфы предоставить бесплатный вход в музеи по пятницам и субботам.
Часы работы музея:
воскресенье, среда – 10:00-16:00
четверг – 12:00-20:00
пятница – 10:00-14:00
суббота – 10:00-16:00
Записаться на экскурсии музея можно на сайте https://www.hma.org.il/rus
Куратор выставки «Хайфский путь»: доктор Коби Бен-Меир, главный куратор Хайфского музея искусств
Выставка продлится до 1 января 2021 года
Адрес музея: Хайфа, Шабатай Леви, д.26
Текст и фото – Маша Хинич