fbpx
Выставки

Хасира-э. Столбовые гравюры

Даты работы выставки: 12.08.17—31.12.17. Куратор: д-р Илана Зингер-Блайн. Музей японского искусства Тикотин

http://www.tmja.org.il

Хасира-э («картинки для столбов») — гравюра длинного и узкого формата — 70 см длинной и 12 см шириной.  Такие гравюры были распространены в Японии с середины 18-го до середины 19-го вв. Происхождение этих длинных узких гравюр и точная дата их появления неизвестны. Считается, что они были объединены с висячими свитками, которые традиционно использовались для украшения внутренних опорных столбов японского дома, хотя было найдено всего несколько подсказок, подтверждающих это предположение. Многие из этих гравюр находятся в плачевном состоянии и их цвета повреждены, возможно, потому, что, после помещения на столбы, они подвергались воздействию атмосферных условий.

Исода Корюсай (раб. 1764-1788). Молодая пара у реки, 1774 г. Из коллеции музея Тикотин

Китагава Утамаро Влюбленные Кохару и Камия-Дзихэй, сцена из пьессы “Двойное самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей”, 1794. Из коллекции музея Тикотин

Считается, что уникальный формат этих гравюр проистекает из попыток художника укиё-э (с яп. образы изменчивого мира) Окумуры Масанобу (1686-1764) создать гравюры формата 75×25 см., известные как какэмоно-э (вертикально висящий свиток), с использованием деревянных панелей неправильного размера. Поскольку принято было украшать токонома — нишу или углубление в доме — какэмоно, домовладельцы, которые не могли позволить себе свиток, написанный известным художником, вместо этого приобретали такие гравюры.

Поскольку ствол вишневого дерева, используемый для изготовления блоков для создания деревянных гравюр, слишком узкий для какэмоно, художники соединяли два блока вместе по длине и полировали шов, чтобы он не проявлялся на гравюре. В 1741 году Масанобу, по-видимому, использовал доски низкого качества, чтобы сделать гравюры дешевле. Из-за этого краски на водной основе, используемые при печати, намочили дерево, которое раскололось по соединению и разрушилось. Чтобы не тратить эти панели, художник разрезал их по длине, создав таким образом гравюры, которые составляют всего 16 см. шириной. Масанобу назвал эти гравюры хасира-э, но мы не знаем, действительно ли он намеревался их повесить на столбы дома. Он иногда подписывал свои работы с добавлением надписи «изобретатель гравюр для столбов». В 1745 году ширина хасира-э была дополнительно уменьшена примерно до 12 см.

Этот длинный узкий формат очень необычен и представляет собой настоящую задачу для художника в отношении дизайна и композиции. Впервые художники изобразили фигуру на гравюре частично, как будто часть ее «вышла» за пределы картины. Мужчины или женщины выглядят так, будто вертикальная часть тела была отрезана, и фигура кажется чрезвычайно высокой. Сравнение с изображением фигур на гравюрах стандартных размеров таких художников, как Сузуки Харунобу (1725-11770) и Хосода Эйси (1756-1829), — о-обан, 25×37 см (большой большой формат); хособан, 14×34 см (узкий формат); тёбан, 21×28 см. (средний формат) — показывает, насколько они крупнее на столбовых гравюрах. Эта специфическая композиция оказала заметное влияние на японское искусство и на работы западных художников, в том числе Мане, Тулуз-Лотрека и Дега.

Около 100 лет гравюры хасира-э создавались знаменитыми художниками. Среди них были Тории Киёсигэ I (годы творчества 1720-1760), Корюсай Исода (годы твор. 1764-1788), Тории Киёмицу (1735-1785), Кацукава Сюнтё (годы твор. 1780-1795), Утагава Тоёнобу (годы твор.1770-1780) и Китагава Утамаро (1753-1806). Другие известные художники, в том числе Андо Хиросиге (1797-1858), не создавали гравюры для столбов, и были еще и такие художники, которые создали только несколько таких гравюр. В их число входит Кацусика Хокусай (1760-1849), Утагава Куниёси (1798-1861) и Утагава Кунисада (1786-1864).

В 1840-м году художники перестали изготавливать гравюры для столбов по неизвестной причине. По сравнению с огромным количеством гравюр стандартных размеров было выпущено всего около 1500 хасира-э, но нет никаких сомнений в том, что они передают нам лучшие качества японской печати.

Д-р Илана Зингер-Блайн, куратор выставки

 

  • Билеты в музей доступны в кассе музея. Стоимость билетов и время работы музея можно уточнить на сайте http://www.tmja.org.il или по телефону 04-8383554
  • Выставки проходят в музее имени Тикотина в Хайфе по адресу ул. а-Наси, 89.
  • Ближайшие русскоязычные экскурсии в музее: 19.08 и 16.09 в 11:00. Экскурсии проводится на бесплатной основе, при условии приобретения входного билета в музей.
  • Для новых репатриантов посещение музея в течение первого года является бесплатным при условии предъявления теудат-оле в кассе музея.

 

По материалам пресс-релиза. Текст и фотографии  присланы  пресс-службой музея имени Тикотина

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com