«Хорошенькая парфюмерша» – новая постановка оперетты Жака Оффенбаха в Иерусалимской Академии Музыка и Танца
Сколько оперетт написал отец жанра Жак Оффенбах? Те, где задавались этим вопросом ранее, уже подсчитали – 107 оперетт и две оперы. По уверениям энциклопедий, полный список оперетт французского композитора Жака Оффенбаха (1819-1880) состоит из 107 сочинений, 98 из которых являются оригинальными, а 9 – переработанными версиями предыдущих его сочинений. Иерусалимская Академия Музыки взялась поставить одну из оперетт этого списка – «Хорошенькую парфюмершу», впервые представленную публике 29 ноября 1873 году в Париже в Théâtre de la Renaissance. Иногда название La jolie parfumeuse переводят как «Прекрасная парфюмерша», но тогда есть риск перепутать эту оперетту с «Прекрасной Еленой» того же Оффенбаха – но уже с оперой. В Иерусалиме «Хорошенькая парфюмерша» по либретто Эктора Кремьё и Эрнеста Блюма будет показана 21, 22, 23 и 24 февраля. Вход для публики – свободный. Режиссер-постановщица – Мирьям Зингер. Дирижер – Юваль Цоран. Сценография, свет и костюмы – Али Каплан-Вильдман . В постановке участвуют солисты и ансамбль вокального хора академии. Партия ф-но –Юрий Бренер.
Сценические произведения Оффенбаха, за исключением опер «Рейнские русалки» («Рейнская ундина», «Die Rheinnixen», 1864) и «Сказки Гофмана» (1881), широко упоминаются как «оперетты», хотя только 16 из них были обозначены самим композитором как оперетты. Сам Оффенбах указывает следующие поджанры: оперетта-буфф, опера́-комик, опера́-буфф, опера́-буффо́н, опера-буфф феерия , опера-феерия, музыкальная буффонада, сайнета – saynète, пьеса по случаю pièce d’occasion, ревю – revue. Для остальных Оффенбахом указываются следующие подзаголовки: фантастическая оперетта, музыкальная антропофагия, музыкальная шинуазри (chinoiserie musicale, китайская музыкальная безделушка), музыкальная фантазия, комедия с ариеттами (comédie à ariettes), эльзасский разговор (conversation alsacienne), бретонская легенда, неаполитанская легенда, вальс. Уже из одного этого перечисления ясно, насколько разнообразна была его музыка и насколько он сам был творчески ненасытен.
Действие «Хорошенькой парфюмерши» – первой «драматической» оперетты Оффенбаха происходит в Париже, где и живет главная героиня – хозяйка маленькой парфюмерной лавочки Роз, ставшая символом стремление парижанок низшего и среднего сословия к независимости, женственности, любви, к браку с мужчиной любящим, уважающим, умеющим проявлять свои чувства. Но это все в идеалах и в мечтах, а суровая реальность куда как менее романтична, и потому Роз приходится применять массу хитрых уверток и женских ухищрений, чтобы противостоять мужскому шовинизму тех парижских времен – середины 19 века.
Что с тех пор изменилось? Это и пытаются выяснить в Иерусалимской академии музыки в новой постановке оперетты Оффенбаха, перенеся действий с середины 19-го века в 60-е годы века 20-го и обнаружив, что хотя ароматные духи стали доступны почти всем, в большинстве стран положение женщин осталось похожим на то, что было сотню лет назад. И в смысле поведения женщин, и в отношении к этому поведение мужчин. И серьезно, и несерьезно! Но вот приходят герои шестидесятых и совершают тихую социальную революцию! Виват – положение женщин меняется, и заодно отношение к ним мужчин – в лучшую сторону, разумеется – в ту, куда клонит Роз, туда, где амбиции и подозрения находятся в гармоничном балансе.
«Хорошенькая парфюмерша» – одна из тех многочисленных оперетт Оффенбаха, которые он сочинял для того, чтобы финансировать постановки своих же более значимых и программных для него произведений и свой образ жизни в Париже. Но это оперетта – отнюдь не проходная вещица, хотя музыку к ней Оффенбах сочинил быстро, придумав нечто вроде оперетты-шутки, которая к его же собственному удивлению, обернулась чуть ли не музыкальным манифестом будущей женской эмансипации и отражением судьбы женщин того периода.
«Хорошенькая парфюмерша», впервые представленная в конце 1873 года в театре «Ренессанс», выдержала более 200 представлений главным образом благодаря исполнительнице главной роли юной тогда певицы и актрисы Луизы Тео, для которой собственно говоря и была написана эта оперетта. Если Оффенбах был обязан Луизе Тео, то и она ему тоже – ведь точно оценив ее способности, он заставил Галеви, вместо менее умелого Кремье, написать для нее несколько злободневных куплетов.
Сложно представить Париж эпохи Второй империи без музыки Оффенбаха. Его оперетты были шлягерами высшего общества того периода, а он сам – центральной фигурой парижской опереточной сцены в течение двух десятилетий. Оперетты Оффенбаха – всегда веселы, полны остроумия и сатирических намеков. Они ставились и ставятся повсюду в мире. Кстати, именно под влиянием Оффенбаха и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства – в Вене. Кульминацией же парижских успехов успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей. «Парижская жизнь» Оффенбаха собрала в партере театра Bouffes Parisiens королей Португалии, Швеции, Норвегии, вице-короля Египта, принца Уэльского и русского царя Александра II.
И еще один забавный факт, почти анекдот, связанный с опереттой «Хорошенькая парфюмерша»: Жак Оффенбах получил приглашение посетить Соединенные Штаты Америки и продирижировать этой опереттой Приехав, он обнаружил, что оркестр из рук вон плох, и хотел отказаться от спектакля, но приехавшая с ним на гастроли певица упросила его не делать этого. «Маэстро, пусть оркестр играет что хочет, но дайте мне спеть!» – со слезами сказала она. Предвидя грядущие неприятности, композитор попросил вторую скрипку сесть за барабан, которого ни в партитуре, ни в оркестровке вообще не было. Виолончель и контрабас пропускали такты с завидным постоянством, гобоист играл время от времени, фаготист спал половину спектакля… Певица пела на пять тонов выше, чем играл оркестр… И тут Оффенбах вспомнил о заготовленном как раз для подобного случая барабане. Барабан начал великолепное громкое тремоло на 30 тактов, которое длилось до конца дуэта и скрыло массу фальшивых нот. Композитор после пережитого позора ожидал разгромных рецензий, однако наутро все газеты поместили восторженные отзывы. «После этого урока я всегда старался вписать в партитуру барабан, – говорил Оффенбах, – ведь и на каждом корабле существует спасательный круг».
Жак Оффенбах родился в Кельне в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7 годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10 – самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12 стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор. В 1833 г., переехав в Париж – город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, – юный музыкант поступил в консерваторию в класс Ф. Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра Opera Comique, выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку. Концертируя в Париже, он к тому же длительно гастролировал в Лондоне (1844) и Кельне (1840 и 1843 гг.), где в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Ф. Лист. С 1850 по 1855 гг. Оффенбах работал штатным композитором и дирижером в Theatre Francais, сочиняя музыку к трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина.
В 1855 г. Оффенбах открывает собственный театр Bouffes Parisiens, в котором работает не только как композитор, но и как антрепренер, режиссер-постановщик, дирижер, соавтор либреттистов. Первый грандиозный успех завоевала оперетта «Орфей в аду», поставленная в 1858 г. и выдержавшая подряд 288 представлений. Вслед за «Орфеем» ставятся «Женевьева Брабантская» (1859), «Песнь Фортунио» (1861), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Слава Оффенбаха распространяется за пределами Франции. Его оперетты ставят за границей, особенно часто в Вене и Петербурге.
Франко-прусская война прерывает блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875г. он вынужден объявить себя банкротом. В 1876 г., чтобы материально поддержать семью, он выезжает на гастроли в США. В год Второй Всемирной выставки (1878) Оффенбах почти забыт. Успех двух его поздних оперетт «Мадам Фавар» (1878) и «Дочь тамбур-мажора» (1879) несколько скрашивает положение, но славу Оффенбаха окончательно затмевают оперетты молодого французского композитора Ш. Лекока. Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, — лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Но композитор не дожил до ее премьеры, она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г.
Музыковед Иван Соллертинский писал: «Оффенбах был одним из одареннейших композиторов XIX векаТолько работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор…» Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая ее в пародию на жизнь современной ему Второй Империи, обличая цинизм и разврат общества, «лихорадочно пляшущего на вулкане». «…Благодаря универсальному сатирическому размаху, широте гротескно-обличительных обобщений», – отмечал И. Соллертинский, – «Оффенбах выходит из рядов опереточных композиторов – Эрве, Лекока, Иоганна Штрауса, Легара — и приближается к фаланге великих сатириков – Аристофана, Рабле, Свифта, Вольтера, Домье и др». По легкости и изяществу Оффенбах перекликается с Моцартом, недаром его называли «Моцарт Елисейских полей».
«Хорошенькая парфюмерша» – оперетта Оффенбаха в постановке Иерусалимской Академии Музыки и Танца
21-24 февраля 2016 года. Начало в 20-00. Свободный вход.
Необходимо записаться и предварительно зарегистрироваться на сайте – www.jamd.ac.il
Иерусалим, кампус Гиват-Рам, зал 221 в здании Академии.
Композитор – Жак Оффенбах
Либретто – либретто Эктора Кремьё и Эрнеста Блюма
Режиссер-постановщица – Мирьям Зингер.
Дирижер – Юваль Цоран.
Сценография, свет и костюмы – Али Каплан-Вильдман .
В постановке участвуют солисты и ансамбль вокального хора академии.
Партия ф-но – Юрий Бренер.
Оперетта будет исполнена на французском языке. Диалоги из нее будут сопровождаться титрами на иврите в переводе д-ра Идо Ариэля, сотрудника Иерусалимской Академии музыки.
Заглавное фото – сцена из оперетты “Хорошенькая парфюмерша”. Фото: Йонатан Дрор