Салех Алькара – «Хорошие воспоминания» – так называется выставка этого чудесного художника в иерусалимской галерее «Дуэк», расположенной в Культурном Центре Мишкенот Шеананим в Иерусалиме. Эта выставка была открыта одновременно с еще одной выставкой Алькары – «Невербальные воспоминания» – в художественной галерее Ум Аль-Фахм. И обе эти выставки подводят итог пяти десятилетий творчества Салаха Алькары.
Картины Алькары, как правило, минималистичны и ярки. Розовые, сиреневые, иссиня-серые, много белого. На безграничном пространстве белого или светло-серого, проявляются (как на фотобумаге – сырой, все еще мокнущей в кюветке) очертания домов, деревьев, кактусов – того, что так символично, что связывает Алькару с местом, где он родился – Дальят аль-Кармель, с природой. Картины Алькары аскетичны и лаконичны, но при этом драматичны. Может еще и потому что они всегда слегка и нарочито «перекошены», в них нет асимметрии – никогда и в ни в чем, и эта асимметричность линий и заплаток пятне цвета «заряжает» полотна едва ли электрическим напряжением. Искусствоведы говоря о стиле спонтанного, «непосредственного» рисования Салеха Алькары вспоминают композиции Авивы Ури или Арье Ароха, но Алькара вовсе не наследует им. Его стиль – стиль «вольных эскизов» и воспоминаний о детстве ; непосредственность – центральный элемент его удивительно личных картин. Некоторый считают, что он рисует в жанре, граничащем с «дудлингом» – но нет, конечно нет!
( Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это форма современного искусства и иррациональный стиль рисования, некие интитивные заметки на полях, картинки блуждающего сознания, которые потом превращаются – или нет – в произведения искусства).
Раз увидев его сиреневые цветы, уже не забудешь их – сиреневые чертополохи , анемоны, лютики и даже сиреневые маки. Работы Салеха Алькара можно отнести к искусству наивному или к “детскому”, тем более что он восстанавливает на полотнах пейзажи своего детства – пейзажи Кармеля. Сиреневые, розовые, синие, желтые пятна на фоне нарисованных светлых стен, серых заборов, черно-зеленых холмов – будто случайны и по-детски наивны. Так, проникая в суть вещей, рисует Алькара.
Работы Алькары – это чистые краски, оптимизм, динамика. Его кактусы или цветы – это его автопортреты, то есть отражение его сознания. Ну да, все мы знаем хрестоматийное – что бы художник не рисовал, он рисует самого себя. Алькара – стопроцентное подтверждение этого тезиса. Подтверждение красивое, эстетическое; результат, уходящий корнями в традиции – и народные и художественные.
Салех Алькара родился в 1955 году в друзской деревне Дальят Аль-Кармеле, где и живет по сей день. Когда-то, лорд Элифант описал эту деревю как эталон пасторальности, но она уже давно стряхнула с себя пыль былой тихой замшелости.
До службы в армии и после нее он изучал искусство и работал ассистентом у лучших художников в Эйн-Ход. Салех успел поработать с Марселем Янко, Моше Мокади, Нахумом Гутманом, Женей Бергер, Михаэлем Гроссом и другими, учась у них живописи и специализируясь искусству литографии у Итчи Мамбуша.
В деревне художников Эйн-Ход Салех и его родители и домочадцы работали в художественных мастерских, на учебных семинарах печати, текстиля, ткачества, помогали другим художникам. Неудивительно, что Салех стал рисовать сам с юных лет, а после многих лет работы в Эйн-Ходе и занятий коммерческой стороной искусства, сам обратился к чистому творчеству едва ли не против воли большинства, против укоренившихся традиций. Интересно, что учился он на ходу, в студиях художников. Глядя, как работают другие, освоил технику живописи, понял, как отразить на белом листе то, что подсказывает фантазия, как ассимилировать в краске и линии методы и техники. Но еще интереснее то летучее, почти неуловимое, что превращает его работы в настоящее искусство, превращает холсты в листы книги, а каждую картину – в универсальный рассказ. Рассказ о домах, ветрах, деревьях, полях и лесах, о холмах и пейзажах за окном, о цветочных горшках, сделанных старыми женщинами его деревни из консервных банок и о простой спокойной жизни – уже ушедшей.
Ушел, превратившись в тонкий поэтический, пахнущий дымом и пряностями, ароматный рассказ о сказках и сиреневых цветах, о Кармеле – родине анемонов, марвы, заатара, дубов и сиреневых чертополохов, о растениях, ставших источником вдохновения для Салеха Алькары. Возможно, что именно сиреневые чертополохи и анемоны водили его кистью, нашептывали какую краску зачерпнуть, напоминали о том, что сохранилось в памяти длинной и короткой, и о том, что изменилось за десятки лет, прошедших со времен детства – детства, пейзажи которого Кара воссоздает, иллюстрируя встречи сознания с подсознанием (недаром Фрейд так ценил сиреневый цвет), встречи эмоций прошлого с реальностью настоящего. Он возвращается к пейзажам детства, но путешествие это не ностальгично. Скорее, это сожаление о том, что человек делает с окружающим его миром, делает своими руками. Салех Алькара своими руками создает сиреневые картины – отголоски прошлого, скорбящие и протестующие. Серые и черные небеса становятся фоном для темных красных цветов, а распахнутые в никуда окна и темные деревья в попытке выжить едва ли не вопиют об одиночестве. Но любовь к жизни, как чертополох, пробивается сквозь резкий ветер, и потому картины Салаха Кара столь разные по настроению и звучанию. Его пейзажи учат тому, что красоту все еще можно увидеть и даже обнаружить спокойствие, если через окна на его полотнах не выглядывать наружу, а заглядывать внутрь.
Выставки Салеха Алькары, столь популярного сегодня в Израиле, проходили в музее Окаши в Акко, в Рамат-Ганском музее современного искусства, в Тель-Авивском Доме художника и в различных галереях.
*****
«Хорошие воспоминания», Галерея «Дуэк», Культурный центр «Мишкенот Шеананим». גלריה דואק – משכנות שאננים (mishkenot.org.il)
Куратор: Арье Беркович
Галерея «Дуэк» открыта ежедневно с 10:00 до 20:00 || www.mishkenot.org.il.
Выставка «Хорошие воспоминания» Салеха Алькары продлится до середины декабря 2022 года.
«Невербальные воспоминания», Художественная галерея Ум Аль-Фахм (если верить сайту галереи, то выставка Салеха Алькары в ней уже закрылась). https://www.ummelfahemgallery.com/ Umm El Fahem Gallery הגלריה לאמנות אום אל פחם uefgallery
Куратор: Меир Ааронсон
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой Центра Мишкенот Шеананим